З̱Ӯ-л-К̣АРНАЙН («двурогий») — прозвище коранического персонажа. Человек, которому Аллах дал великую власть и направил в дальние походы на восток и на запад. На западе он дошел до места, где солнце заходит в «зловонный источник», и среди живших там людей наказал плохих и облегчил жизнь хорошим, Потом он направился туда, откуда солнце восходит, встретил людей, ничем от него не защищенных, дошел до места «между двумя преградами», где жили люди, едва понимавшие речь. Они были готовы платить Зу-л-Карнайну подать, лишь бы он защитил их от Йаджудж и Маджудж, которые «распространяли нечестие по земле». Зу-л-Карнайн построил между двумя горами стену, а щели между блоками залил расплавленным железом, и с тех пор Йаджудж и Маджудж не могли ни взобраться на нее, ни проломить ее (Коран, 18:83/82—102).
Комментаторы сходятся в том, что Зу-л-Карнайн — великий царь. Для одних он — Александр Македонский, для других — некий химйаритский царь Йемена. Прозвище его объясняют или метафорически — т. к. он владел Румом и Персией, или тем, что на лбу у него были небольшие рожки или шишки. Рассказывают о его войнах с разными царями, о том, что поход на запад был им совершен в поисках источника, дающего бессмертие.
Аравийские предания до ислама знали несколько персонажей, носивших сходные прозвища. Один из них— лахмидский царь ал-Мунзир, другой — йеменский царь ал-Акран (тоже — «рогатый»). Однако наиболее распространено это прозвище было в связи с Александром Македонским, видимо, из-за его изображения на монетах как воплощения рогатого бога Юпитера-Амона. Коранический рассказ восходит именно к этому образу, а точнее — к сирийским версиям «Романа об Александре». Мотив же рогов как символа могущества, изобилия и власти — один из весьма распространенных в мифологии древнего Востока (ср. также рожки на лбу у Моисея). Коранический вариант истории построен как ответ на вопросы о Зу-л-Карнайне и должен был служить очередным доказательством могущества Аллаха. Он как бы показывает: все, что совершил всем известный великий царь, даровано ему Аллахом.
Коранический образ в сочетании с другими рассказами цикла легенд об Александре стал основой для большого количества прозаических и стихотворных сказаний о нем в литературе разных народов мусульманского средневековья. Особой популярностью пользовались поэмы Низами и Навои.
Лит-ра: Ибн Хишам. Тиджан, 81—93, 433—439; ат-Табари. Тафсир, 16, 7—28; ас-Са‘лаби. Кисас, 202—208; ал-Байдави. Тафсир, 1, 572—575; Лисан ал-‘араб, 17, 211; Тадж ал-‘арус, 9, 306—307; Е. Э. Бертельс. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.— Л., 1948; Nöldeke. Beitrage; Horovitz. Untersuchungen, 111—113; W. M. Watt. Iskandar.— EI, NE, 4, 133.
М.Б.Пиотровский