ЗАЙД б. ‘АЛӢ — брат 5-го шиитского имама Мухаммада ал-Бакира (ум. в 732 г.), эпоним одного из основных ответвлений шиитского ислама — зайдитов (аз-зайдийа). Претендуя на имамат как потомок «семьи Пророка», Зайд б. ‘Али в 739 г. возглавил антиомейядское восстание в Куфе. Шииты, недовольные пассивностью Мухаммада ал-Бакира, объединились вокруг энергичного Зайда, признав его имамом. Однако через десять месяцев восстание было подавлено, сам Зайд б. ‘Али погиб в сражении 6 января 740 г. Тело его было распято на кресте в Куфе, а отрубленная голова отослана в Дамаск халифу Хишаму. После гибели Зайда б. ‘Али его приверженцы выделились в особую религизно-политическую группировку, стремившуюся к созданию теократического государства во главе с имамом из рода ‘Али.
Свои претензии на имамат Зайд б. ‘Али обосновал положением, что после ал-Хасана и ал-Хусайна имамом может быть любой потомок ‘Али и Фатимы, дочери Пророка. Решающим условием признания права на имамат он считал выступление претендента с оружием в руках. В этом отношении Зайд б. ‘Али был ближе к хариджитам, чем к шиитам, имамы которых, в частности Джа‘фар ас-Садик, предостерегали от вооруженных выступлений.
Будучи учеником одного из создателей му‘тазилитской школы — Басила б. ‘Ата’ (ум. в 748 г.), Зайд б. ‘Али признал учение му‘тазилитов о допустимости имамата «превзойденного» (мафдул) (имелись в виду Абу Бакр и ‘Умар) при наличии «достойнейшего» (афдал) (имелся в в виду ‘Али). Его представление об ал-кадаре было сходно с му‘тазилитским. Это обстоятельство способствовало распространению му‘тазилитских взглядов среди приверженцев Зайда б. ‘Али. Зайдиты считают Зайда б. ‘Али создателем свода правовых норм (маджму‘ ал-фикх), положенных в основу зайдитского права.
Лит-ра: ал-Исфахани. Макатил, 86—102; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 137— 139.
С.М. Прозоров