ЗАКА̄Т (закят) — налог в пользу нуждающихся мусульман. Мусульманские правоведы толкуют этот термин как «очищение» (уплата «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен). Европейские исследователи видят в нем заимствование из древнееврейского закут («добродетель»); орфография слова (с передачей долгого а через вав) говорит о его заимствовании, но не исключено проникновение также из сирийского языка через арабов-христиан. Генетически закят связан с доисламским племенным обычаем раздела захваченной добычи и созданием своеобразного «фонда» взаимопомощи племени.
В мекканских сурах закят означает благое деяние, материальную помощь, милостыню. Обложение регулярным сбором в пользу нуждающихся членов общины появилось, очевидно, сразу же после хиджры. Но, судя по тому, что перечень имеющих право на помощь появился только в предпоследней по времени суре (9:60), значительные суммы поступили впервые после заключения договоров с бедуинами (630 г., после вступления в Мекку). Размер закята с них, видимо, определялся каждый раз отдельно, а не по единому принципу. Нежелание платить закят после смерти Мухаммада явилось одной из причин ар-ридды. Регламентация закята скорее всего относится к началу правления ‘Умара I.
3акят платили только взрослые дееспособные мусульмане с: 1) посевов; 2) виноградников и финиковых пальм (мнения об огородных культурах расходятся); 3) скота; 4) золота и серебра; 5) товаров. Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия — 5 васков (975 кг), скота— 5 верблюдов, 20 коров, или 40 овец (лошади и рабы облагались только при продаже), золото и серебро — 20 динаров или 200 дирхамов, товаров — при соответствующей цене. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия в расчет не принимались.
Сбор закята с продуктов земледелия в размере 1/10 урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального в размере 1/40 — по истечении календарного года. Собранные суммы находились в распоряжении кади и должны были расходоваться В течение года и только в том округе, где они собраны; исключение составляли средства, предназначенные для газиев. Право на получение помощи из закята имели: неимущие, бедняки, сборщики заката, лица, заслуживающие поощрения (очень неопределенная категория), мукатабы, несостоятельные должники, газии и приезжие, не имевшие средств для возвращения домой.
3акят нередко обозначался термином садака — «добровольное пожертвование», хотя и не совпадает полностью с этим понятием. Закят с продукции земледелия чаще назывался ‘ушр и, по-видимому, обычно не поступал в ведение кади, но вопрос этот еще требует исследования, так же как и утверждение некоторых законоведов, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить с нее закят-‘ушр. По-видимому, пятина (хумс) с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря, кладов, считающаяся закятом, также поступала обычно в государственную казну. В большинстве случаев под закятом разумеется налог со скота, денег и товаров.
Лит-ра: Абу Йусуф. Ал-Харадж, 90—94; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 195—217; J. Schacht. Zakat.— EI, 4, 1302—1304.
О.Г.Большаков