ЗИЙА̄РА («посещение») — паломничество к могилам пророков, «святых» (аулийа’), шиитских имамов, а в Северной Африке — к живым суфийским шайхам.
Практика зийара — сравнительно поздняя в исламе. Она сложилась в связи с появлением и развитием мусульманского культа «святых». Этот культ, противоречивший первоначальному исламу, возник под влиянием местных религиозных верований. Отсюда проистекают две основные особенности зийара: а) преемственность мест поклонения и характера ритуалов доисламских культов (нередко одно и то же место посещается с религиозной целью и мусульманами, и христианами, и иудеями); б) большое разнообразие обрядов зийара, распространенных в странах ислама.
Как и культ «святых», практика зийара с самого начала, встретила сопротивление со стороны суннитских ‘улама’, выступавших радетелями чистоты ислама, и была объявлена «нововведением» (бид‘а). Полемика по вопросу о зийара нашла отражение в хадисах, в ханбалитских ‘акидах, в сочинениях Ибн Таймии, в религиозной практике и сочинениях ваххабитов. Несмотря на то что законность зийара оспаривается вплоть до наших дней. Считается, что она освящена согласием (иджма‘) религиозных авторитетов. Существует даже мнение, что зийара к могилам некоторых особо почитаемых шайхов, «святых» или имамов (например, к могиле ‘Али в Неджефе или ал-Хусайна в Кербеле) могут быть приравнены к обряду малого паломничества в Мекку (‘умра).
Зийара к могилам почитаемых лиц обычно осуществляется в дни их рождения (маулид) и проходит как религиозный праздник. Считается, что молитва у мазара, прикосновение к нему помогут снискать благословение (барака) и позволяют надеяться на помощь в повседневных делах.
Обряд зийара включает в себя, как правило, чтение возле могилы отдельных сур Корана (особенно Фатихи) и молитвы к святому, обход вокруг могилы, украшение ее ветвями деревьев, разноцветными лоскутками и т. д., раздачу милостыни и жертвоприношение около могилы.
Особый вид зийара — посещение могилы Мухаммада в Медине, практикуемое после совершения хаджжа. Термин зийара может употребляться и просто для обозначения посещения места захоронения человека.
Гольдциер. Культ святых; Лэйн. Нравы, 204—211; Wensinck.. Handbook, 89—90; Donaldson. The Wild Rue, 55—68; Laoust. La profession, 89; Grünebaum. Festivals, 67—84; Change, № 3408, 3425, 3438, 3450, 3491: A. J. Wensinck. Ziyara.— ShEI, 660.
Е.Б. Резван