ИБН ‘АРАБӢ (также Ибн ал-‘Арабӣ), Мух̣йӣ ад-дӣн Абӯ ‘Абдаллāх Мух̣аммад б. ‘Алӣ ал-Х̣āтимӣ ат̣-Т̣ā’ӣ (1165—1240) — крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд). Последователи И. ‘А. величали его «Величайшим учителем» (аш-шайх ал-акбар) и «Сыном Платона» (Ибн Афлатун). Уроженец андалусского города Мурсия, И. ‘А. происходил из древнего и влиятельного арабского рода. Его отец был крупным чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье, куда семья И. ‘А. переселилась, когда ему было ок. восьми лет. В этом городе он получил традиционное мусульманское образование. Среди его учителей называют Ибн Заркуна ал-Ансари, Абу-л-Валида ал-Хадрами, Ибн Башкувала, ученика знаменитого Ибн Хазма—‘Абд ал-Хакка ал-Ишбили и др. Под воздействием суфийских идеалов И. ‘А. довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии. В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам И. ‘А. приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и эзотерическим наукам, широте кругозора и благочестию. Большое влияние на формирование воззрений И. ‘А. оказали, по-видимому, суфии Альмерии, продолжавшие традиции, восходящие к андалусскому неоплатонику Ибн Масарре (X в.). И. ‘А. был также знаком с трудами крупнейших восточномусульманских суфиев и богословов: ал-Харраза, ал-Хакима ат-Тирмизи, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, ал-Газали, Абу Исхака ал-Исфара’ини и др.
В 1200 г. И. ‘А. отправился в хаджж и остался на Востоке навсегда. С 1201 г. он жил в Мекке, где написал свой знаменитый поэтический сборник Тарджуман ал-ашвак и трактаты по различным отраслям суфийского знания. Здесь была начата работа над многотомным сочинением ал-Футухат ал-маккийа, которое по праву называют «энциклопедией суфизма». В 1204 г. И. ‘А. вновь отправился в странствия, на этот раз на север, в Мосул. В 1206 г. во время пребывания в Египте он чуть не поплатился жизнью за свои экстатические изречения (шатахат), вызвавшие гнев местных факихов. Несколько лет И. ‘А. провел в малоазиатских городах Конье и Малатье, где оставил много учеников (среди них философ-мистик Садр ад-дин ал-Кунави, сыгравший большую роль в распространении взглядов своего учителя в Малой Азии и Иране).
С 1223 г. до самой смерти И. ‘А. прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей. Здесь он завершил ал-Футухат ал-маккийа и написал свой самый знаменитый трактат Фусус ал-хикам, ставший объектом более чем 150 комментариев. В целом творческое наследие И. ‘А. насчитывает ок. 300 сочинений. «Величайший учитель» был похоронен в пригороде Дамаска у подножия горы Касйун. По приказу султана Селима I в начале XVI в. над его могилой был сооружен роскошный мавзолей, существующий и поныне.
И. ‘А. был знаком с интеллектуальными течениями своего времени. Он встречался и переписывался с выдающимися современниками: Ибн Рушдом, Шихаб ад-дином ас-Сухраварди, Фахр ад-дином ар-Рази, Ибн ал-Фаридом и др. В его учении соединились традиции западного и восточного суфизма. Во многих его положениях можно усмотреть параллели с неоплатонизмом, гностицизмом и восточнохристианскими доктринами. Непосредственным источником ему послужили суфийская теософия, мусульманская метафизика, калам, а также исма‘илитские доктрины.
Как мистик И. ‘А. отстаивал преимущества интуитивного, боговдохновенного знания перед рационализмом и схоластикой. Основу его метода составили аллегорическое истолкование Корана и сунны и всеобъемлющий синкретизм. Используя кораническую символику и мифологию, он детально разработал суфийскую космогонию, учение, о роли «божественной милости» (ар-рахма) и теофании (таджалли) в творений, о человеке как о «малом мире», «образе бога» и причине творения (см. ал-инсан ал-камил), систематизировал и дополнил суфийские представления о «стоянках» (макамат) и «состояниях» (ахвал) мистического путей, об иерархии суфийских «святых» (аулийа’) и ее главе — «мистическом полюсе» (кутб), о соотношении «пророчества» (нубувва) и «святости» (вилайа) и т. п. Наиболее оригинальным в учении И. ‘А. является положение о «промежуточном» мире (ал-барзах, ‘алам ал-мисал), соединяющем две абсолютно противоположные стороны божественного Абсолюта: трансцендентную и материальную. Проникая в эту недоступную обычному разуму область, «творческое воображение» мистика постигает сокровеннейшие тайны бытия.
Обширное наследие И. ‘А. оказалось источником, из которого на протяжении столетий черпали философские и оккультные знания его многочисленные последователи, среди которых были знаменитые иранские поэты и мыслители: Кутб ад-ин Ширази, Фахр ад-дин ‘Ираки, Са‘д ад-дин Фаргани, Джами. Идеи И. ‘А. развивали: аш-Шазили и шазилийа, Ибн Саб‘ин и аш-Ша‘рани на мусульманском Западе; Да’уд Кайсари, Кутб ад-дин Изники и др. в Малой Азии; ал-Кашани, ‘Абд ал-Карим ал-Джили, ‘Абд ал-Гани ан-Набулуси и маулавийа в Иране, Сирии и Йемене. Учение И. ‘А. легло в основу шиитской философии, разработанной Хайдаром Амули (ум. в 1385 г.), Мир Дамадом (ум. в 1631-32 г.) и Мулла Садрой (ум. в 1640 г.). Вопрос о влиянии И. ‘А. на европейскую мысль (Раймон Луллий, Данте, Спиноза) пока не решен.
И. ‘А. был одной из самых противоречивых фигур мусульманского средневековья. Его взгляды резко критиковали богословы Таки ад-дин ас-Субки, Ибн Таймийа, ат-Тафтазани, а также крупнейший арабский историк Ибн Халдун. В защиту И. ‘А. выступали ас-Суйути, ас-Сафади, ал-Фирузабади и многие другие мусульманские авторитеты.
Споры вокруг наследия И. ‘А. не утихают и поныне. В начале 70-х годов нашего века религиозные круги Египта, связанные с «Братьями-мусульманами» и другими группировками, призывающими к возвращению к «чистоте» первоначального ислама, добились запрета на издание и распространение его книг. Некоторые мусульманские философы (‘Абд ар-Рахман Бадави) стремятся использовать его учение для создания «альтернативных» и «самобытных» философских систем, доказать приоритет мусульманской мысли в некоторых ключевых вопросах философии.
Лит-ра: Ибн ‘Араби. Ал-Футухат; он же. Фусус; он же. Раса’ил. 1—2. Хайдарабад, 1961; он же. Мухадарат ал-абрар; Nyberg. Schriften; он же. The Tarjuman al-ashwaq: a collection of mystical odes by Muhyi’ddin Ibn al-Arabi. Text and transl. by R. A. Nicholson. L., 3911; R. Deladrière. La profession de foi d’lbn ‘Arabi. Texte, trad., et comment, de la «Tadkira». Lille, 1975; D. Gril. Le «Kitab al-inbah ‘ala tariq Allah» de ‘Abdallah Badr al-Habasi: un temoignage de l’enseignement spirituel de Muhyi 1-din Ibn ‘Arabi.—Annales islamologiques. Cairo, 1979, 15, 97—164; он же. Le livre de 1’arbre et quatre oiseaux d’lbn ‘Arabi (Risalat al-ittihad al-kawni).—Там же, 1981, 17, 53 — 111; он же. Personnage; Ibn ‘Arabi Bezels; ал-Китаб ат-тизкари; Кныш. Мировоззрение; он же. Проблемы; Afifi. The Mystical Philosophy; Yahia. Histoire; Corbin. Imagination; Izutsu. Study, 1; Chodkiewicz. Sceau; см. лит-ру к ст. Вахдат ал-вуджуд.
А.Д.Кныш