Ибн Зайд (Мухаммад б. Зайд) — святыня-мазар в западном предместье средневекового Мерва, в 4 км севернее современного г. Байрамали (Марыйский вилайат, Туркменистан). Связан с именами трёх сакральных персонажей ранней истории ислама. Представляет собой относительно хорошо сохранившийся памятник сельджукской архитектуры, являющийся ядром небольшого комплекса разновременных сооружений. В него входят также средневековое подземное водохранилище (сардоба) с арочным порталом, отреставрированным в конце ХХ в., руины средневекового жилого дома, одно из помещений которого превращено в жилище смотрителя. Рядом — огромный массив оплывшего сырцового здания, когда-то представлявшего собой жилой зáмок-кёшк, это самое старое сооружение комплекса. Вся территория утопает в зарослях саксаула, создающих своеобразную ауру. Ветви большого высохшего дерева перед входом в мазар пестрят вотивными повязками.
В XIX в. святыня имела в народной среде два названия: «Мечеть Мухаммеда Ханапья» или просто «Имам Джафар Садык». Эти имена принадлежат знаменитым персонажам ранней истории ислама. Мухаммад б. ал-Ханафийа (637–700) — двоюродный племянник пророка Мухаммада, сын ‘Али б. Аби Талиба, но не от Фатимы, а от рабыни-пленницы из арабского племени ханифа (отсюда его прозвище — «сын ханифитки»). По преданию, этот сводный брат третьего имама ши‘итов ал-Хусайна отличался выдающимися способностями, и после гибели последнего (680 г.) часть ши‘итов признала его имамом, не видя среди Алидов более достойного кандидата. Приверженцев этого выбора прозвали кайсанитами (ал-кайсанийа). Большинство же ши‘итов (аш-ши‘а) отказали Мухаммаду б. ал-Ханафийе в праве на верховную власть на том основании, что он не был прямым потомком Пророка. После смерти Мухаммада б. ал-Ханафийи кайсаниты стали проповедовать идеи его «сокрытия» (ал-гайба) в горах (вар. гора Радва), «возвращения» в урочный час и восстановления справедливости.
Второе название памятника связано с именем 6-го шиитского имама, сыгравшего исключительно важную роль в истории шиитского ислама и чтимого суннитами, — Джа‘фара ас-Садика (потомок ‘Али в пятом поколении, жил и похоронен в ал-Мадине, ум. в 765 г.). Между тем внутри мазара хорошо сохранилась монументальная куфическая надпись, впервые задокументированная и частично расшифрованная А.Ю.Якубовским в 1929 г. Первую общую эпиграфическую характеристику надписи дала В.А.Крачковская. Полностью прочитать её удалось в 1950 г. М.Е.Массону. Он распознал точную дату сооружения (506/1112-13 г.), а главное — прямое указание, что это машхад («могила мученика») саййида Мухаммада б. Зайда. Надпись содержит полное имя, позволяющее без труда проследить его родословную до седьмого колена. Из неё следует, что он также был прямым потомком ‘Али в пятом поколении и, соответственно, двоюродным братом Джа‘фара ас-Садика. Кроме того, оба они являются праправнуками последнего сасанидского царя Йездигерда III, чья дочь Шахзенан была женой их прадеда ал-Хусайна и матерью их деда — 4-го шиитского имама ‘Али б. ал-Хусайна Зайн ал-‘абидина. Мухаммад б. Зайд не упоминается в известных письменных источниках, поэтому эпиграфическая лента в интерьере купольного зала — фактически единственный документ, позволяющий сделать вывод, что этот Алид был убит, как и его отец Зайд б. ‘Али — вождь антиумаййадского восстания в ал-Куфе, павший в бою в 740 г., и как его родной брат Йахйа б. Зайд, продолживший дело отца и погибший в ходе сражения в 742-43 г. Эти выступления проходили под лозунгами «умеренной» ветви шиитского ислама — зайдитов.
План мазара Ибн Зайд. Сост. С.Г.Хмельницким по обмерам Г.А.Пугаченковой
М.Е.Массон предположил, что Мухаммад б. Зайд во время пребывания в Мерве проживал в пригородном зáмке-кёшке и на территории этой усадьбы стал жертвой своих врагов. Поскольку Алиды пользовались особой популярностью в Хурасане, не исключено, что уже в VIII в. на месте гибели и, возможно, захоронения этого героя была устроена хазира. К началу XII в. старое мемориальное сооружение, вероятно, обветшало, после чего было принято решение о «возобновлении обители торжества», как упомянуто в надписи, а по существу возведён совершенно новый дошедший до нас мавзолей, созданный в полном соответствии с архитектурным стилем, сложившимся к этому времени на территории Хурасана.
По сообщению арабского географа ал-Мукаддаси (2-я половина Х в.), «в двух фарсахах от Мерва [есть] рабат, в нём маленькая усыпальница, говорят, что это место захоронения головы ал-Хусайна б. ‘Али». Здесь совершенно очевидна связь с машхадом И. З., который был правнуком легендарного халифа, обезглавленного в Кербеле (Карбала) в 680 г. Неудивительно, что в какой-то период его громкое имя вытеснило в Мерве память о его малоизвестном потомке. На протяжении почти тысячи лет этот памятник, несомненно, глубоко почитало местное шиитское население. Лишь после событий XVIII в., когда весь Хурасан оказался в потоке массовых миграций, а Мерв после череды социальных катастроф фактически обезлюдел, в среде новых насельников — туркмен-суннитов могли произойти «переименования» старых святынь.
Заказчиком памятника, согласно надписи, был правитель Мерва Шараф ад-дин Абу Тахир Са‘д б. ‘Али, известный ещё как Шараф ад-дин ал-Кумми, который 10 лет спустя стал визирем Султана Санджара. Расположенный в ремесленном пригороде Мерва близ «квартала керамистов», раскопанного ЮТАКЭ, кубовидный объём здания продолжает тему иранского чартака — центрического купольного киоска, развитие которого протекало в мемориальной архитектуре Хурасана на протяжении X–XII вв. Стены сооружения сырцовые, облицованные жжёным кирпичом, из которого выложены все подкупольные конструкции и сам купол. Главный фасад разработан в виде трёх арок с промежуточными арочными нишами и фризовыми горизонтальными вставками над ними. Его богатый узор создаётся тщательно отшлифованными фигурными кирпичами и гирехом. В интерьере остались следы орнаментальной росписи (синие, черные и красные тона на белом фоне). Широкая эпиграфическая лента в стиле куфи опоясывает по верху весь четверик. О мастерстве строителей свидетельствуют фигурные кладки арочных парусов и редкий по форме многолопастный михраб, покрытый полихромной росписью. В последующие века к мавзолею были пристроены помещения, лишённые какого-либо декора, а в 1937 г. его сырцовые стены с двух сторон были закрыты футляром из жжёного кирпича с контрфорсами.
Вероятно, определение этого памятника упомянутым в надписи термином машхад как места проведения регулярных ритуальных церемоний, посвящённых поминовению И. З., наиболее точно описывает его типологическую принадлежность. Это не мавзолей и не мечеть, как его часто называют из-за присутствия в нём элементов того и другого: кенотафа и михраба. После реставрации 1937 г. памятник находится в удовлетворительном состоянии. В 1999 г. он включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с другими объектами средневекового Мерва. В 2007 г. силами местных специалистов при участии международных экспертов усилена гидроизоляция кровли и предприняты другие профилактические меры для дальнейшей сохранности святыни.
Лит-ра: Жуковский. Развалины, 150–156; Б.Н. Засыпкин. Архитектурные памятники Средней Азии // Вопросы реставрации. Вып. 1. М., 1928, 251–255; Н.М.Бачинский. Архитектурные памятники Туркмении. Вып. I. М.–Аш., 1939, 33–42; МИТТ-I, 82, 204; В.И.Пилявский. Архитектура Древнего Мерва // Науч. труды Ленинградского инженерно-строительного института. Вып. 10. М.–Л., 1950, 95–122; В.А.Крачковская. Эволюция куфического письма в Средней Азии // ЭВ. III, 1949, 18–19; Пугаченкова. Пути развития, 303–310; М.Е.Массон. Куфическая надпись мавзолея Мухаммеда сына Зейда в Старом Мерве // Труды ЮТАКЭ. XIV. 1969, 194–205; А.М.Прибыткова. Строительная культура Средней Азии IX–XII вв. М., 1973; С.М.Демидов. Легенды и правда о «святых» местах. Аш., 1988, 118–120; С.М.Прозоров. Джа‘фар ас-Садик // ИЭС, 60–61; он же. Зайд б. ‘Али // ИЭС, 72–73; С.Г.Хмельницкий. Мечеть Мухаммеда ибн Зейда // Культурные ценности 1997–1998. СПб., 1999, 108–118; И.П.Петрушевский. Ислам в Иране в VII–XV вв. 2-е изд. СПб., 2007, 54–55; Р.Г.Мурадов. Культовые места в долине Мургаба // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 5. М., 2014, 49–51.
Р.Г.Мурадов