ИЛХА̄М (от глагола алхама — «внушать») — божественное внушение, вдохновение. Появление представления об И. в мусульманском богословии относится, по-видимому, к концу VIII — началу IX в., когда в процессе становления догматической системы ислама произошло вычленение понятия И. («вдохновение») из нерасчлененного коранического понятия вахй («откровение»). В Коране глагол алхама употреблен один раз (91:8), где речь идет об Аллахе, который внушил (алхама) всякой душе «распущенность ее и богобоязненность». Ат-Табари поясняет этот стих двояко: а) Аллах объясняет это душе; б) Аллах создает это в душе. Му‘тазилиты предпочли в развитии первое толкование, а их оппоненты — второе, которое считается принятым большинством религиозных авторитетов.
В Коране глагол алхама употреблен по отношению к «каждой душе», поэтому в ходе развития мусульманского богословия термин И. стал употребляться для обозначения религиозного вдохновения, озарения, ниспосылаемого отдельному человеку, вали («святому»), и имеющего ценность прежде всего для него самого, в отличие от термина вахй — откровения, сообщаемого через пророков всем людям вообще. Наиболее отчетливо это сформулировал ал-Газали.
И. в узком смысле может быть синонимом термина вахй. Так, аз-Замахшари пояснял коранический термин вахй термином И. в том случае, если откровение следовало от бога, и термином ирсал, если оно сообщалось через посредника. Термин И. противопоставляется термину васваса, обозначающему «наущение Иблиса». По своему содержанию он отличается и от термина ‘илм ‘акли — «рациональное знание», ибо И. не может быть получено путем размышлений и умозаключений. Последнее различие особенно подчеркивалось в сочинениях му‘тазилитов.
Аш‘ариты в своей полемике как с му‘тазилитами, так и с представителями мистического направления в исламе пытались определить место И. среди видов знания. Ал-Багдади выделил И. как отдельный вид наряду с рациональным и эмпирическим знанием и знанием божественного закона. Согласно ал-Багдади, И.— это инстинктивное знание. У ал-Джахиза, Ибн Хазма и Ибн Халдуна термин И. имеет значение «инстинкт», «природа». Ибн Хазм употребил термин И. в комментарии на айат (16:68/70), в котором говорится о строительном инстинкте пчел.
Согласно суфийской концепции, где представление об И. получило наибольшее развитие, И.—это свет, направляемый богом в сердце верующего (ат-Тирмизи). Только благодаря И. человек может постичь скрытый смысл (батин) Корана. Таким образом, суфизм резко расширил число людей, способных получать И. Шиитское представление об И. близко к суфийскому. В нем понятие И. соотносится в первую очередь не с аулийа’, а с имамами.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 30, 115; ал-Багдади. Усул ад-дин, 14—15; ал-Газали. Ихйа’, 3, 22; ал-Кашшаф ‘ан хака’ик ат-танзил ва ‘уйун ал-акавил фи вуджух ат-та’вил ли… аз-Замахшари. Миср —Булак, 1318 г. х.; ал-Байдави. Тафсир, 2, 405; Nwyia. Exégèse, 154—156; Jadaane. Révélation; Wansbrough. Studies, Index; D. B. Macdonald. Ilham.— El, NE, 3, 1119—1120.
Е.А.Pезван