ӢМА̄Н (от глагола амана в значении «верить», «уверовать») — вера, неотъемлемая часть мусульманской религии (дин). Понятие И.— одно из ключевых и спорных в исламе. В самом широком значении термин И.-вера более сорока раз употребляется в Коране. Неопределенность Корана в этом принципиальном вопросе обусловила разногласия среди мусульман. В силу неразделенности религии и права в раннем исламе проблема «веры» занимала как богословов, так и правоведов. Начиная с VIII в. понятие «вера» становится предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами. Споры шли о сущности «веры», о ее составных элементах. Мусульманские идеологи выделяли три основных элемента И.: словесное признание (икрар би-л-лисан, каул) истинности Аллаха, его Писаний и посланников; внутреннее согласие, осознание сердцем (тасдик би-л-калб, или би-л-джанан, и‘тикад, ‘акд) истинности Аллаха; добрые дела (а‘мал), исполнение предписаний ислама (‘амал би-л-аркан, та‘ат), религиозных обязанностей (фара’ид). Одна из ранних догматических школ, мурджииты, сводила веру к словесному признанию (каул), отодвигая действия человека на второй план. Им противостояли хариджиты, му‘тазилиты, ханбалиты. Первые рассматривали веру как исполнение всех религиозных обязанностей. Му‘тазилиты (в частности, ‘Абд ал-Джаббар), ставя знак равенства между верой (иман) и религией (дин), также выдвигали на первый план послушание (та‘ат) религиозному закону, действия человека, рассматривая их, однако, лишь как доказательства веры. Ярыми противниками мурджиитов, хариджитов и му‘тазилитов были ханбалиты. Ибн Ханбал толковал веру как словесное признание (каул) истинности Аллаха, добрые дела (а‘мал), непременным условием которых должно быть согласие с сунной, следование ей (тамассук би-с-сунна), и добродетельные намерения (нийа). Большинство традиционалистов (асхаб ал-хадис) признавали все три элемента веры, ссылаясь на высказывание пророка Мухаммад а о том, что вера (иман)— это знание в сердце (ма‘рифа би-л-калб), словесное признание (икрар би-л-лисан) и исполнение предписаний (‘амал би-л-аркан). Эти три элемента признавал и ал-Аш‘ари, рассматривавший, однако, осознание сердцем истинности Аллаха (и связанный с этим круг вопросов) как основу, «корень» (асл) веры, а словесное исповедание и действия в соответствии с религиозными предписаниями—как ее «ветви» (фуру‘). Традиционалисты включали в число «ветвей» все акты повиновения (джами‘ ат-та‘ат), обязательные и добровольные, избежание грехов, причинения страданий и т. д. Признание сердцем истинности Аллаха также толковалось ими расширительно. Это —вера в Писания Аллаха, его ангелов и посланников, в предопределение и божественные атрибуты, в Судный день и лицезрение Аллаха.
В зависимости от понимания сущности веры мусульманские богословы и факихи по-разному решали связанный с этим вопрос о степени веры, о возможности ее увеличения (о чем неоднократно говорится в Коране) или уменьшения. Кто признавал все виды повиновения частью веры или самой верой, тот допускал увеличение или уменьшение ее (например, му‘тазилиты). Кто сводил веру только к словесному признанию (в первую очередь мурджииты), тот отстаивал неизменность веры, равенство всех в вере. Неизменность веры проповедовали и каррамиты, исходившие из того, что вера дана свыше. Кто признавал основой веры внутреннюю убежденность, осознание сердцем, тот не допускал уменьшения веры.
Современные суннитские богословы, несколько изменив терминологию, также подразделяют веру на три вида: вера на основе традиции; вера на основе знания; вера как внутренняя убежденность. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому. Исма‘илиты продолжают традицию (ср. Ихван ас-сафа’) деления веры на «внешнюю» (захир) — словесное признание (каул) и «внутреннюю» (батин) — убежденность в сердце (и‘тикад би-л-калб).
Лит-ра: Абу-л-Хасан ‘Али б. Исма‘ил ал-Аш‘ари. Китаб ал-лума‘ фи-р-радд ‘ала ахл аз-зайг ва-л-бида‘. Бейрут, 1952, 75—76; ал-Багдади. Усул ад-дин, 247—259; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 51—52 (см. также указ.); W. Madelung. Early sunni doctrine of faith as reflected in the Kitab al-Iman of Abu ‘Ubayd al-Qasim b. Sullam (d. 224/839) — StI. 1970, 32, 233—254; W. C. Smith, Faith as Tasdiq. — Theology, 96—119; L. Gardet, Iman. — EI, NÉ, 3, 1199—1202.
С.М.Прозоров