Ихлас — мечеть в г. Набережные Челны (Татарстан), построенная в 1993–1998 гг. по проекту архитектора В.А.Манукяна.
Живописная объёмная композиция мечети построена на сочетании разновысотных объёмов вспомогательного назначения с плоскими покрытиями, купольных объемов зала, лестничной клетки и высокого, утончающегося кверху шпилеобразного минарета. Вертикаль минарета в объёмной композиции мечети поддержана шпилеобразными завершениями декоративных цилиндрических башенок по углам зального объема. Женский и мужской залы размещены на первом и втором этажах квадратного в плане объема, завершённого полусферическим куполом на восьмигранном световом основании. Внутреннее пространство залов формируется ритмом разновеликих и прямоугольных в сечении опор, расставленных по сторонам диагонально-развёрнутого в плане квадрата. Углы зального объёма решены в виде врезанных в него наполовину глухих цилиндрических башенок со ступенчато-ярусным завершением под конусовидными шпилями с полумесяцами. Купол зала также увенчан полумесяцем на фигурном основании. Четверик залов с трех сторон, кроме южной, охвачен спиралевидным в плане, одноэтажным с восточной и двухэтажным с западной стороны объемом. Из-за повышения рельефа участка в северном направлении вестибюль и нижний ярус минарета расположены на два метра выше, чем женский зал и восточная часть вспомогательного корпуса. Входы в мечеть расположены на западном и восточном фасадах вестибюльного объема и выделены высокими порталами. Из женской и мужской половин вестибюля лестницы ведут в нижний женский и верхний мужской залы. Рядом с ними расположены комнаты для омовений. На первом этаже размещены служебные и технические помещения, связанные лестницей в цилиндрическом объёме с мужской половиной вестибюля. Вход на минарет — в северном конце вестибюля. Массивный четверик через угловые срезы переходит в восьмигранный ствол с винтовой лестницей на расположенные друг над другом световые фонари. В архитектурном решении минарета просматриваются традиции булгарской архитектуры, народного деревянного зодчества и мотивы культовой архитектуры Казани XIX в.
Таким образом, И. — современное мусульманское культовое сооружение с живописной объёмной композицией в трактовке постмодерна.
Х.Г.Надырова