Йинли молла (ногайск., «мулла, связанный с духами») — особая категория мулл, общающихся, по представлениям ногайцев, с духами (ногайск. йин) и пользующихся их помощью при лечении больных и гадании. Считается, что Й. м. водят дружбу с духами-йинами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.
Дyx-йин — наиболее известный в народных верованиях ногайцев. Его название происходит от арабского джинн, однако если в Коране джинны представлены как создания из чистого огня, то ногайский йин — антропоморфное привидение меньше человеческого роста. Образ жизни йинов похож на человеческий: живут в аулах, кочуют, пьют, едят, веселятся, женятся. Они имеют свои царства (йин патшалык), всего их двенадцать, в одиннадцати царствуют духи мужского пола, а в одном — женского. Излюбленные места их обитания — пустыри, безлюдные степи и пустыни, заброшенные дома, мельницы и прочие пустующие строения, карьеры саманной глины, свалки, кучи золы, старые пастбища. Как и люди, они исповедуют существующие религии: среди них есть мусульмане, христиане, иудеи и др. Считается, что только потревоженный человеком дух способен причинить ему вред: йин «ударяет» того, кто нарушил его покой. У такого человека отнимается язык, искривляется рот, обычно наступает психическое расстройство. Все прочие персонажи ногайского пандемониума (духи албаслы, аздаа, пари и др.) также причисляются к роду йинов (йин йынысы).
Власть над духами муллам давала особая книга, обладание которой позволяло им перейти в категорию Й. м. Легенда, объясняющая происхождение этой книги, гласит, что по воле Аллаха её оставил людям Сулеймен-пайхамбар (пророк Сулайман), чтобы защитить их от козней духов, продолжающих вредить человечеству, насылая на него в основном различные болезни (ушык).
Книгу эту ногайцы называли просто Китап (араб. китаб, «книга»). Вообще ногайцы с благоговением относятся к книгам в арабской графике, приписывая им чудотворные свойства. Такая черта присуща всем мусульманским народам, она берёт своё начало в арабской культуре, в рамках которой арабская письменность и книги всегда были окружены особым почтением.
На основе этого почитания у ногайцев сложился ритуал, который называется «открытие книги» (китап ашув) и который широко практикуют муллы. Считается, что книга вмещает в себя всю мудрость человечества, в ней нашли отражение все знания и умения, которые успели накопить люди. Такой взгляд на арабографичную книгу, бывшую и остающуюся непонятной большинству ногайцев, делал мулл обладателями сокровенных знаний, людьми посвящёнными. «Открыв книгу», они могли помочь получить ответы на самые разнообразные вопросы, найти пропавшую или украденную скотину, посоветовать выход из трудной ситуации и т.д. Но только самые «сильные» муллы имели право обладать книгой, которая давала власть над духами, и только им было под силу «открывать» её.
Й. м. должен был обладать тонким умом, психологическим чутьём, здоровой психикой, наконец, быть смелым человеком. По представлениям ногайцев, человек трусливый и психологически неустойчивый просто не смог бы совладать с тем множеством разнообразных и своенравных духов, с которыми приходилось иметь дело Й. м.; ум и психологическое чутьё помогали ему справляться с не менее разнообразными человеческими характерами, доставлявшими ему не меньше хлопот. В качестве примера можно привести историю, оставившую неизгладимый след в памяти обитателей Ногайской степи. Жившего в военные годы в одном из аулов на востоке Ногайской степи «сильного» Й. м. по имени Йолакай попытался обмануть ногаец по имени Эсманбет. Последний присвоил себе гостинцы, которые ему вручила для передачи Йолакаю в качестве платы за лечение одна старушка, попросившая его взять у Й. м. ду‘а’ от болезни. Испещрив листок бумаги разными каракулями, Эсманбет привёз его женщине под видом ду‘а’ от муллы Йолакая. Старушка, выполнив словесные предписания ловкого «посредника», действительно выздоровела. Когда же обман обнаружился, то Эсманбет отделался лёгким испугом, поскольку мулла лишь побранил его, заверив, что излечение старушки — заслуга его, Йолакая, йинов. Таким образом, не столь важным оказалось, кто и что написал на бумажке, — важен был психологический настрой человека, сила того влияния, которое имел на его психику Й. м. В народе это состояние называется юрек сынув (букв. «преломление сердца») и рассматривается как условие исцеления больного. Успех лечения объясняют тем, что люди, приходящие к Й. м., бесконечно доверяют ему. Только в таком случае мулла получает власть над болезнью человека, т.е. над теми духами, которые эту болезнь вызвали. Чем «сильнее» Й. м., тем значительнее его воздействие на психику больного и тем эффективнее его лечение.
Ногайцам были известны и распространённые (в частности, среди мусульман) представления об исцелении на расстоянии. Наиболее «сильные» Й. м. могли это делать, достаточно было воззвать к одному из них или даже просто упомянуть его имя. Рассказывают, что вплоть до начала 70-х гг. XX в. в Ногайской степи был известен Шутий-молла, прославившийся тем, что больные дети выздоравливали, как только их близкие произносили его имя. (У казахов для этого надо было воззвать к ишану, находившемуся на расстоянии десятков и сотен километров, и ишан слышал просьбу. В Хадрамауте один из арабских родов «специализировался» на лечении от змеиных укусов, в том числе на расстоянии, — достаточно было воззвать к этому роду, и укушенный исцелялся.)
Несмотря на то что в практике Й. м. главным было психологическое воздействие, сами они отводили заметное место процедуре «открытия книги». Скорее всего, это действо также имело целью вызвать у больного эмоциональную реакцию. Чтобы определить, чем вызвано заболевание и как его лечить, Й. м. прибегали к помощи книги и чёток. При гадании они использовали местные числовые значения арабских букв (например, нун=2, мим=4, каф=9 и т.д.); сложив числа в именах больного и его матери, мулла получал число бусинок, которые надо отбросить на чётках (используются чётки с 99 бусинами). Затем из оставшихся отбрасывают ещё по пять бусин, пока не останется пять или менее бусин. По числу оставшихся в чётках бусин определяют причину болезни: если осталась одна, болезнь простая, её надо лечить обычными средствами (травами, лекарствами и т.д.); две — причиной болезни является сглаз; три — болезнь наслана с помощью магии; четыре — болезнь наслана духом (т.е. это ушык); пять — сильно ударил йин. Затем мулла выясняет, к какому из 12 царств относится йин, виновный в болезни, а также его имя. Зная имя духа, мулла может «связать» его, принести ему жертву и т.д. В книге имеются образцы текстов молитв для амулетов, с помощью которых можно лечить вызванную духом болезнь, называются животные, которых надо приносить в жертву (всё расписано до мельчайших деталей: пол, масть животного и т.п.). Насколько известно, книгу, а также свои способности Й. м. обычно передавал по наследству. К сожалению, сведений о процедуре передачи дара целителя не сохранилось.
Ногайские муллы знали специальную молитву, прочитав которую, как считалось, можно воочию увидеть йинов и заставить их затем служить себе — главное, при чтении ничего не бояться.
Сравнительный анализ изложенного материала позволяет заключить, что практика ногайских мулл, связанных с духами-йинами, не выходит за рамки общеисламской традиции, восходящей к более древним, возможно шаманским, практикам. Параллели ей можно найти в самых разных уголках исламского мира. К примеру, у туркменских ходжей обладание джиннами — фамильное качество, что напоминает явление наследственного шаманства. Чтобы определить болезнь, ходжа брал специальную книгу, «связанную со звёздами», и по ней узнавал имя больного и его отца, определял способ лечения болезни, какую жертву надо принести. У азербайджанцев подобных людей называли джиндарами. Они обладали книгой, представлявшей собой сборник сочинений о джиннах. При гадании джиндар, как и Й. м., складывал цифровое значение букв имени посетителя и его матери. Джинна, виновного в болезни, он находил в одной из 12 групп, на которые делятся духи. У ингушей подобные функции выполнял жинаш тайн стаг («человек, имеющий связь с духами»). В Дагестане связь с миром духов (жиндри, чинерар и т.д.) поддерживали ‘улама’ (араб., ед.ч. ‘алим) — муллы, известные своей учёностью. Схожие приёмы для установления связи с джиннами использовали в Мисре (Египет), где ритуал вызывания духов носил название дарб ал-мандал («путь ясновидения»). (Кстати, египтяне, широко использовавшие астрологию для определения благоприятных периодов в жизни человека, производили вычисления путём подсчёта числовых эквивалентов букв в именах посетителя и его матери.)
Параллели и явное сходство в ритуале общения с духами, зафиксированном в разных краях исламского мира, позволяют заключить, что в их основе лежит общий источник. Несмотря на явно шаманский характер, практика мулл, претендующих на общение с джиннами, по всей видимости, не отражает чисто региональных реликтов шаманства. Можно с уверенностью утверждать, что она восходит к общемусульманской книжной традиции, а её сходство у разных народов объясняется общей для них арабской письменностью. Феномен Й. м. в ногайской духовной культуре возник благодаря включению ногайцев в систему арабо-мусульманской культуры.
Лит-pa: М.Алейников. Поверья ногайцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893, вып. 17, отд. 2; Басилов. Культ святых; Р.Х.Керейтов. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980, № 2, 117–127; А.А.Ярлыкапов. Феномен йинли молла в духовной культуре ногайцев // «Избранники духов» — «Избравшие духов»: Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В.Н.Басилова. М., 1999, 277–286.
А.А.Ярлыкапов