КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘) — часто нуждались в его же собственных толкованиях. Типологически К. были предшественниками аравийских пророков («лжепророков») VII в. Некоторые из них (Мусайлима, ‘Абхала ал-Асвад) были сначала К. Когда к Мухаммаду начали «приходить» откровения, он боялся, что становится К. К. видели в Мухаммаде и многие его соплеменники. Как бы ответом его на их сомнения являются айаты Корана, специально утверждающие, что Мухаммад— не К. и не одержимый, а посланник Аллаха и пророк (52:29; 69:42; см. также 81:22).
Мухаммад, а за ним и мусульманские богословы признавали за К. возможность знать скрытое; им об этом сообщали джинны, подслушивавшие на небесах некоторые тайны (ср. К. 72:6). Однако с началом посланничества Мухаммада, имевшего с Аллахом прямую «связь», потребность в существовании К. для верующих отпала. Поэтому в хадисах строго запрещается обращаться к услугам К. Мусульманская теория пророчества включала К. в следующую после пророков категорию людей, способных постигать потустороннее.
Лит-ра: ал-Бухари. Ас-Сахих, 2, 43, 58; ал-Мас‘уди. Мурудж, 2, 347—364; Ибн Халдун. Мукаддима, 16, 165—220; Винников. Легенды; Пиотровский. Мухаммад; Le Berceau de l’Islam: L’Ara- bie occidental a la veille de 1’Hegire. 1. Le Climat— Les Bedouins. Par Henri Lammens. Romae, 1914, 204—205, 257; W’ellhansen. Skizzen, 3, 134—135, 143; Fahd. Divination; он же. Kahin.— El, NE, 3, 438—440.
М.Б.Пиотровский