Кокил (кокул, какюл; синоним хайдар, муйи-ниёзи) — прядь волос, косичка, чуб, который оставляли мальчикам на макушке или спереди. Обычай, широко распространённый у народов Средней Азии, был связан с посвящением ребёнка какому-нибудь «святому» (мазару) или ишану. Такой обет давали обычно родители в том случае, если до этого дети у них умирали, либо рождались только девочки, либо родившийся ребёнок много болел. Устраивалось специальное угощение садака-ош (садака — милостыня, ош — угощение), на которое приглашали стариков и мулл. Когда обетному мальчику исполнялся год (практически чаще в семь месяцев) и его впервые стригли, на голове оставляли прядь утробных волос — К. Ритуал называется К.-туй или соч-туй (соч — «волосы»; тадж. муйсаргирон).
Обет «святому» мог включать в себя более жёсткие условия: после срезания К. ребёнка отдавали на служение «святому», и в течение всей своей последующей жизни он выполнял все необходимые поручения ишана или шайха «святого» места. Некоторые дети и вовсе переселялись в дом «святого». Чтобы обойти такие жёсткие требования, чаще всего родители по договорённости с ишаном или шайхом выкупали обетного ребёнка за условную плату (например, 40 тилла, т.е. монет). Таких выкупленных детей иногда называли сотиболды (тюрк., «купленный»). Но и в этом случае, даже став взрослым, он только с разрешения или благословения ишана или шайха мог жениться, устраивать праздники, делать большие покупки и т.д. Возможно, из числа обетных детей формировалась особая категория последователей ишанов, которых считали их «рабами» (кул).Обетный ребёнок, пока он носил К., считался посвящённым «святому» (и даже мог носить имя Назр, Нозир; назр, араб., «обет», «обещание»), его нельзя было ругать, бить, заставлять работать. Когда мальчику исполнялось от трёх до пяти-семи лет, К. срезали у какого-нибудь «святого» места (мазар), которому приносили жертву. Иногда срезание К. приурочивалось к проведению праздника по случаю обрезания (хатна-туй).
В этом случае ритуал с тем же названием (соч-туй или К.-туй) проводился за несколько дней до или через несколько дней после хатна-туя. Срезанную прядь волос, как правило, использовали в магических целях, либо прятали в каком-нибудь укромном месте в доме, либо оставляли на мазаре. Иногда, оставляя К., продевали в ухо серьгу и снимали её, когда К. срезали. У некоторых групп населения существовали свои варианты обычая: например, иногда К.-туй совершали над пятилетним ребёнком и срезали К. только после свадьбы.
Почитатели «святых» нередко давали обетным детям специальные имена, которые должны были служить для них оберегом: Хазрат-кул («раб хазрата»), Тура-кул («раб туры»), Пирим-кул («раб моего пира»), Пир-ниёз («молитва, или жертва, пиру»), Ишан-кул («раб ишана»), Ишан-берды («ишан дал»), Ходжа-назар («взгляд хваджи»), Ходжа-кельды («хваджа пришёл»), Ходжам-берды («мой хваджа дал») и т.д.
Обычай носить К. восходит, по-видимому, к глубокой древности и имеет параллели у многих немусульманских народов, в частности у древних монголов и тюрков (ср. также украинский хохол). Ислам по-своему объяснил этот обычай. В частности, мусульмане-шииты считают, что потомки ал-Хусайна и ал-Хасана, сыновей ‘Али, должны носить две косички (саййид-К.) длиной в 30–40 см, что было знаком памяти о погибших «святых».
Лит-pa: К.Л.Задыхина. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии // Родовое общество (этнографические материалы и исследования). М., 1951, 170–171; М.С.Андреев. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып. 1. Сталинабад, 1953, 30, примеч. 1; Снесарев. Реликты, 95–96; он же. «Дети святых». Из записок этнографа // Наука и религия. 1971, 4, 25–29; М.Р.Рахимов. Рождение и воспитание ребенка // Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душ., 1976, 84; Л.А.Фирштейн. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребенка у узбеков Южного Хваразма // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978, 201–203; Н.Ж.Шаханова. Половозрастная стратификация традиционного общества казахов (конец XIX — начало XX в.) // Этнос и этнические процессы. М., 1993, 141–142.
С.Н.Абашин