Кош мадраса II — архитектурный ансамбль в Бухаре, к востоку от торгового купола Так-и Заргаран, на территории Хисар-и кухна («Старый город»). Состоит из двух разновременных зданий: мадрасы Мирзы Улугбека (1409–1449) и мадрасы ‘Абд ал-‘Азиз-хана Джанида (1645–1680), — возведённых одно против другого по сторонам когда-то оживлённой торговой магистрали. Строительный материал — жжёный кирпич.
Мадраса Улугбека — наиболее древнее из сохранившихся на территории Средней Азии зданий подобного типа и наиболее раннее из трех мадрас, возведённых от имени этого правителя (две другие — в Гидждуване и Самарканде). Завершено постройкой в 820/1417 г. Сооружение прямоугольное в плане (50х41,6 м), вытянуто в направлении север–юг, углы фланкированы башнями (гулдаста). На продольной оси располагаются входной портал, вестибюль, дворовой айван, квадратный двор (22,5х22,5 м) и глубокая ниша северного дворового портала, отмеченная на внешнем фасаде большим пятигранным выступом.
Главный фасад М.У. обращён на юг, его центральную часть занимает высокий портал (высота 18,5 м), боковые крылья по его сторонам прорезаны двухъярусными сводчатыми нишами-лоджиями. Поверхности второстепенных боковых фасадов лишены декорации, их прорезают лишь небольшие окна худжр.
В торце (щипец) арочной ниши портала расположен вход в вестибюль. Из него во двор ведут боковые проходы, перекрытые анфиладой куполов, в их стенах устроены входы в мечеть — на западе, в дарс—хану — на востоке и на лестницы, выводящие на второй этаж. Над вестибюлем располагается помещение библиотеки (китаб-хана).
Наиболее интересная деталь вестибюля — 12-гранные низкие куполки, опирающиеся на щитовидные паруса. Вся конструкция выложена из жжёного кирпича с декоративным выделением швов и напоминает рисунок паутины, в сеть которой вплетены глазурованные изразцы голубого и синего цвета.
Помещения мечети и дарс-ханы представляют собой высокие залы, каждая из сторон которых прорезана широкими арочными нишами, крестообразны в плане. В западной стене мечети, на оси входа, располагается гранёная михрабная ниша. Паруса между стенами и куполом выполнены в виде яруса перспективно уменьшающихся крупных сталактитовых ячеек, на них опирается ярус из 16 плоских арочных ниш, плавно переходящих в кольцевую кладку купола.
Двор мадрасы по периметру обведён двухъярусной стрельчатой аркадой. На первом этаже она формирует глубокие ниши с входами в сводчатые худжры, на втором — проходную галерею, где также располагаются входы в худжры. В углах двора устроены небольшие залы, служившие аудиториями. Некогда стены худжр покрывали ганчевая декорация и росписи, ныне они полностью утрачены.
Снаружи декорация здания сосредоточена на главном фасаде. Стройная ниша портала обведена по периметру мощным витым жгутом (морпеч), опирающимся на фигурные керамические базы. По периметру портальной рамы был пропущен фрагмент 67-й суры Корана Мулк, выполненный из майолики белыми и позолоченными буквами на ярко-синем фоне. Во время ремонта в конце XVI в. на место утраченного фрагмента надписи ввели новый текст, в котором сообщалось, что это здание завершено в 820 г. (1417), а отремонтировано в 994 г. (1586).
Стены портальной ниши покрывает ковер кирпичной мозаики, где на фоне терракотовых плиток размещён геометризованный узор повторяющегося слова «Аллах», выполненный из глазурованных плиток голубого и синего цвета. В щипцовой стене ниши над входом почерком сулс выписан хадис, восхваляющий знание и учёных (‘улама’). Выше в круглом картуше вкомпонован автограф мастера, строившего мадрасу: устад Исма‘ил б. Тахир б. Махмуд ал-Бинайи (строитель) ал-Исфахани.
- Мадраса Мирзы Улугбека. 2. Мадраса ‘Абд ал-‘Азиз-хана
Портал мадрасы ‘Абд ал-‘Азиз-хана.
Фото Н.Сироткина. 50-е гг. XX в.
На верхней части одной из створок великолепных резных дверей мадрасы в рамке (40х28 см) почерком сулс вырезан ещё один хадис: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
В верхней части этой надписи почерком куфи выписано другое изречение. Дверь имела богато орнаментированную бронзовую халку — приспособление для стука. На одной из её деталей — небольшой металлической пластине (парчин) — в картушах были вырезаны надпись (благословение людям, осведомлённым в книжной мудрости) и дата завершения строительства мадрасы: раджаб 820 г. (14 августа — 12 сентября 1417 г.).
Кирпичная мозаика господствует во дворе мадрасы. Геометрические узоры обрамляют поверхности стен и сводов больших осевых и малых боковых ниш, арки и панели по периметру двора. Тимпаны арок заполнены мозаичными растительными узорами. Среди них ещё несколько лет назад можно было увидеть самые древние, относящиеся ко времени строительства мадрасы, — белого и голубого рисунка с красным контуром и позолотой на тёмно-синем фоне, с красным или зелёным пятнышком в центре цветка, и ремонтные XVI–XVII вв. В 1-й трети XIX в. студенты мадрасы получали ежегодно по 3,5 тилла.
В начале ХХ в. эта мадраса относилась к высшей категории с годовым вакфным доходом в 60 тыс. танга. Её библиотека получала ежегодно из вакфных доходов 890 танга.
Со временем, несмотря на периодические реставрационные работы, мадраса утратила росписи в интерьерах худжр, декорацию на главном фасаде и во дворе, великолепную резную дверь. Последняя «реставрация», предпринятая в середине 90-х гг., значительно исказила внешний вид памятника. Был сбит фрагмент текста, содержавший сведения о ремонте в конце XVI в., и продлена сура Корана. По старым чертежам восстановлены резная дверь и надпись на ней.
Мадраса ‘Абд ал-‘Азиз-хана (или Заргаран — ювелиров) закончена в 1062/1651-52 г. Автор проекта и руководитель работ — придворный архитектор Мухаммад Салих Ма‘мар.
Мадраса возведена на месте бани, принадлежавшей Хвадже Ахрару, вакфные доходы которой поступали на содержание ханаки в Самарканде.
Здание обращено главным фасадом на север, вытянуто по продольной оси с севера на юг (67х50 м), фланкировано на углах башнями. Главный фасад выделен мощным порталом (высота 20 м), в его крыльях в два этажа расположены сводчатые ниши. Стены наружных фасадов прорезаны окнами, их контур нарушен гранёными выступами помещения летней мечети — на южном и худжрами — на западном и восточном. Просторный вестибюль (мион-сарай) традиционно объединяет проходами мечеть, дарс—хану, лестницы, выводящие на второй этаж, и внутренний двор. Последний — прямоугольный в плане (36,4х25 м), со скошенными углами — имеет на осях глубокие айваны, окружённые двухэтажными худжрами.
Ниша портала, вестибюль и стены по периметру двора облицованы мраморными панелями. Они собраны из прямоугольных плит с разнообразными декоративными колонками на углах. Главный портал разбит на пять прямоугольных панно, каждое из них обрамляют плитки расписной майолики.
В нижнем ярусе, в технике многоцветной наборной мозаики, изображены вазы с букетами цветов: пионов, ирисов, маков и георгинов. Из-под ваз выглядывают попарно расположенные головки птиц с длинной шеей. Во втором ярусе в тимпанах сохранились изображения птиц, летящих к солнцу, обозначенному в виде человеческого лица в нимбе лучей. Тимпаны портала заполнены сложным изысканным цветочным узором, а в месте их соединения располагается картуш, где вписано имя автора мозаичной
и майоликовой декорации мадрасы — Мимхакан б. Мухаммад-Амин.
Арочный полусвод главного портала мадрасы прикрыт великолепными сталактитами, отлитыми из ганча и расписанными цветочным рельефным рисунком. На левой щеке портальной ниши ещё сохранились остатки живописного натюрморта: фигурная ваза с ручками, спускающимися по сторонам в виде змеек с петушиными головками. Подобная ваза, но в высоком рельефе, сохранилась на восточном дворовом портале.
В портальной нише на поясе, отделяющем нижнюю часть от верхней, сохранился фрагмент коранической надписи, выполненный почерком сулс знаменитым каллиграфом мауланой Мухаммад-Амином — отцом мозаичиста Мимхакана. Он же автор ещё одной надписи из Корана, расположенной на северном дворовом портале.
Залы зимней мечети, дарс-ханы и летней мечети завершены плафонами исключительного совершенства. Необычайно эффектны как бы парящие системы сталактитов мукарнас и ироки. Стены помещений, словно драгоценным парчовым ковром, покрыты прекрасной рельефной растительной живописью кундал, выступающей из глубокого синего фона. Живопись сохранилась фрагментарно, облетевшая позолота обнажила выпуклую подоснову из красной глины (кизил кесак). На стенах дарс-ханы у входа ещё можно рассмотреть остатки живописи в духе китайского фарфора, здесь синим по белому фону выполнены архитектурные пейзажи. Имя мастера росписей мадрасы — уроженца Казвина, Наджаф-кули — начертано в картуше над дверью в интерьере зимней мечети.
В худжрах мадрасы сохранились фрагменты росписей и ганчевая декорация, относящиеся к последнему ремонту в 1909 г.
В 1-й трети XIX в. студенты мадрасы получали ежегодно по 5,5 тилла. В начале ХХ в. мадраса относилась к высшей категории с годовым вакфным доходом в 120 тыс. танга. Её библиотека получала ежегодно вакфных две тыс. танга.
В разные годы в мадрасе проводились небольшие реставрационные работы, наиболее значительные из них — на кровле здания.
Лит-ра: Мунши. Муким-ханская история, 109; Ханыков. Описание, 86; В.А.Левина. О резной деревянной двери медресе Улугбека в Бухаре // Труды САГУ. Нов. сер. Гуманитарные науки. Вып. 49, кн. 6. 1953, 161–169; Ремпель. Из истории градостроительства, 227–228; Самаркандские документы XV–XVI вв. (О владениях Ходжи Ахрара в Средней Азии и Афганистане) / Факсимиле, критич. текст, пер., введ., примеч. и указатели О.Д.Чехович. М., 1974, 272; Б.Бабаджанов. Эпиграфические памятники Бухары (Проблемы и перспективы их изучения) // ОНУз. 1997, № 9–11, 157–161.
Е.Г.Некрасова