МАЛА̄’ИКА (ед. ч. малак) — ангелы, одна из трех категорий разумных существ, созданных Аллахом (две другие — люди и джинны). Это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Они сотворены, по Корану, «из огня» (7:12/11), согласно хадисам — из света. К ним неприменимы понятия мужской и женский род, хотя при определенных ситуациях может проявляться наличие у них пола (Харут и Марут). М. живут на небесах, охраняют рай, окружают трон и престол Аллаха, поют ему хвалу (39:75; 40:7—9). Они «нисходят» на праведников (41:30), оберегаю людей, передают пророкам слова Аллаха. (15:7—8; 16:2), следят за делами людей и записывают (43:80) совершенные ими и предопределенные им дела. М.— участники всех стадий посмертного суда (16:28/30; 25:22/24; 37:1—3; 69:17; 78:38; 89:22/23) и наказания (47:27/29), хранители и стражи рая и ада.
Коран выделяет несколько категорий М. Высшие среди них — мукаррабун («приближенные», 4:172/170), находящиеся у престола Аллаха. К высшим М. относится Джибрил, которого предание объявляет главным посредником между Аллахом и Мухаммадом, а также ‘Исой и Марйам (2:97/91—98/92; 66:4; 5:110/109; 19:17). Рядом с ним стоит Микал (2:98/92). К Аллаху приближен также Исрафил, в Коране не упомянутый, но, согласно традиции, считающийся первым спутником Мухаммада до посылки к нему Джибрила. «Грубые и сильные» М. охраняют ад (джаханнам) и называются забанийа (стражи?), их — девятнадцать (66:6; 74:30—31; 96:18). Глава стражей ада носит имя Малик (43:77). «Ангел смерти» (32:11) получил в предании имя ‘Изра’ил. В послекораническом предании появились имена двух ангелов, допрашивающих умерших в могиле, — Накир и Мункар. Постепенно была разработана подробная иерархия М., размещающая их на разных небесах.
М. были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком, что они и сделали все, кроме Иблиса (2:29/27—34/32), который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада после Суда. На мучения в этой жизни, до Суда, были обречены на земле два других ангела, не устоявших перед мирскими соблазнами, — Харут и Марут.
Существование «падших» ангелов ставило одну из главных богословских проблем, связанных с М. Оно противоречит «непогрешимости» М., которые всегда и во всем покорны богу и выполняют только его приказания. Пытаясь снять это противоречие, богословы иногда исключали Иблиса из числа ангелов или же пытались оправдать или сгладить прегрешения «падших» М. Другая проблема богословия — кто выше: ангелы — посланники» (35:1) или же посланники-пророки из людей. Одна из точек зрения, основанная на текстах Корана, в частности говорящих о поклонении М. людям,— считать ангелов ниже людей. Согласно другой, опирающейся на «философские» рассуждения о том, что М. бесплотны, способны творить чудеса, знают прошлое и будущее,— ангелы выше людей.
Характерной чертой послекоранического богословия и бытового ислама стало представление о том, что каждого человека сопровождают два ангела (ср. 50:17/16), помогающие ему, ведущие учет его поступкам и- намерениям и борющиеся за его душу с Шайтаном.
Коранические представления о М. восходят к распространенным представлениям о небесной иерархии гностиков, зороастрийцев, иудеев и христиан. Относительно малое количество собственных имен ангелов в Коране иногда объясняют сознательным стремлением не дать повода сделать из них объекты поклонения (ср. 3:80/74; 34:40/39; 43:19/18; 53:26). Мусульманская ангелология, развивавшаяся как комментирование соответствующих мест Корана, находилась в большой степени под влиянием христианства. Значительную роль ангелология играла в учениях ас-Сухраварди, Ибн ‘Араби и других суфиев.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 1, 155, 160—161; ал-Казвини. ‘Аджа’иб, 55—63; ал-Байдави. Тафсир, 1, 47, 51—52; Лисан ал-‘араб, 12, 387; Тадж ал-‘арус, 7, 182; Eickmann. Die Angelologie; Eichler. Die Dschinn; Gaudefroy-Demombines. Mahomet, 279—283; Wansbrough. Studies, 30—31; Beltz. Sehnsucht, 151 —156; D. B. Machdonald. Mala’ika.— El, 3, 209—212.
М.Б.Пиотровский