МАУЛИД («место рождения», «время рождения»)— 1. Маулид (или маулуд — араб., молид — перс.) ан-наби — праздник рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ I, а также место рождения Пророка—дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. Поскольку точная дата рождения Мухаммада неизвестна, то М. ан-Н. приурочен ко дню его смерти. Первые сообщения (конец XII в.) о М. ан-Н. описывают соответствующие обычаи, уже бытовавшие некоторое время в фатимидском Египте. Введение М. ан-Н. наряду с празднованием дней рождения (также М.) ‘Али, Фатимы и правящего халифа отвечало принципам шиитской идеологии Фатимидов. Эти праздники являлись в первую очередь официальными и не пользовались большой популярностью в народе.
Согласно суннитским источникам, первый М. ан-Н. был организован Музаффар ад-дином Кёкбюри, зятем Салах ад-дина, в г. Ирбиле в Верхней Месопотамии в 1207 г. Оформление этого и последовавших за ним праздников свидетельствует как о явном христианском влиянии (торжественные процессии с зажженными фонарями и изображениями матери Мухаммада, Амины, ср. христианский праздник рождества), так и о значительном суфийском влиянии (сама‘, зикры). Распространение суфизма в мусульманском мире способствовало быстрому росту популярности М. ан-Н. На рубеже XVI—XVII вв. М. ан-Н. был объявлен официальным праздником Османской империи.
С самого начала М. ан-Н., как и М. «святых» (аулийа’), имамов, суфийских шайхов, были объявлены религиозными авторитетами «нововведением» (бид‘а). Суннитские богословы, радетели чистоты ислама, резко выступали против них, отмечая, что существо праздника противоречит духу и букве ислама. Несмотря на критику, М. ан-Н. был закреплен иджма‘ как «одобряемое нововведение» (бид‘а хасана). После этого критика сосредоточилась в основном на практикуемых во время праздника ритуалах суфийского или характера. Остались и непримиримые противники М. ан-Н.: в первую очередь это Ибн Таймийа, позднее — ваххабиты, а в новейшее время — египетские модернисты во главе с М. ‘Абду. В современном Пакистане М.—официальный праздник, который отмечается в течение трех нерабочих дней.
2. Мавалид (мн. ч. от М.) — панегирики Пророку, рецитация которых составляет непременный атрибут М. ан-Н. К ним относятся, в частности, обе касиды Бурда. М. используются и в ряде других случаев: в Палестине их читают по обету; в Мекке зафиксирован обычай чтения М. на 7-й день после смерти близкого родственника.
3. М.— праздники дней рождения или смерти (т. е. рождения для вечной жизни) «святых», имамов, шайхов суфийских орденов, в которые считается наиболее предпочтительным паломничество (зийара) к местам их погребения. Такие паломничества часто становятся массовыми народными праздниками. В ряде случаев эти праздники носят название маусим (букв, «сезон»), что является, видимо, отражением сохранения древних праздников, связанных позднее с легендарной биографией «святого».
Лит-ра: Мец. Ренессанс, 334—335; Лэйн. Нравы, 211, 357 и сл.; Grünebaum . Festivals, 72—80; N. Cağatay. The Tradition of Mawlid recitations in Islam particularly in Turkey.— StI. 1968, 28, 127—133; ft Fuchs. Maulid.—El*, 3, 419—422.
Е.А.Резван