Накшбанд, Баха’ ад-дин Мухаммад б. Бурхан ад-дин Мухаммад ал-Бухари (1318–1389), широко известный как Хаджа-йи бузург и Шах-и накшбанд, — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — мастер по шитью золотом) происходит название суфийского братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый (или седьмой) в цепи руководителей накшбандийа. Духовным основателем (и первым в линии силсила) накшбандийа считается хваджа Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.), который воспитал ал-Гидждувани — основателя школы хваджаган.
Н. родился в семье таджика-ремесленника в селении Каср-и хиндуван (впоследствии переименованном в его честь в Каср-и ‘арифан), умер в родном селении. Его отец был ткачом и мастером по шитью золотом (накшбанд). Основную роль в судьбе Н. сыграл дед, имевший прочные связи с суфиями, он и пробудил у внука интерес к мистике. Первым наставником И. был шайх Мухаммад-бабá Саммаси, который незадолго до смерти (ум. в 1340 г.) приказал своему халифе саййиду амиру Кулалу (ум. в 1370-71 г.) взять Н. к себе в ученики, ввести в общество дарвишей хваджаган и обучить его правилам их мистического Пути. Согласно традиции братства, Н. прошел духовную инициацию (руханийа) с помощью ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани, которого он увидел во сне и который направил его к саййиду Кулалу, но Н. пришел к последнему как увайси, т. е. мистиком, постигшим истину Пути без помощи руководителя. В то же время, согласно устойчивой легенде, получившей отражение в «Макамат-и саййид амир Кулал» Шихаб ад-дина б. бинт-и Амир Хамзы (XV в.) и «Анис ат-талибин ва-‘уддат ас-саликин» (или «Макамат-и Баха’ ад-дин Накшбанд») Мухаммада б. Мухаммада ал-Хафизи ал-Бухари, известного как хваджа Мухаммад Парса (составлено около 1400-01 г.), Н. сам пришел к нему, убедившись в тщете всего мирского. Затем семь лет он проводит в услужении у ‘Арифа Диггирани, после чего обучается у «тюркских» шайхов Кашим-шайха (Кусам-шайха) и Халил-ата (у последнего в течение 12 лет). Почти всю жизнь Н. прожил в Бухаре и окрестных селениях. Дважды совершил хаджж.
В источниках Н. представлен проповедником довольства малым и добровольной бедности (он зарабатывал на хлеб своим трудом, довольствовался старой циновкой и разбитым кувшином и считал грехом для суфия иметь слуг или рабов). После смерти Н. постепенно был признан «святым» (вали) и ходатаем перед Богом, чудотворцем и покровителем Бухары. Н. был «канонизирован», и его культ получил широкое распространение как в Средней Азии, так и в сопредельных странах.
Встав во главе общины, идущей по Пути хваджаган, Н. заложил организационные основы будущего братства накшбандийа, которые окончательно оформились уже при его преемниках. Он возродил и продолжил традиции и взгляды ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани, воспринявшего идеи течения маламатийа, и соединил в своем учении положения двух школ местного мистицизма — Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166 г.) и ‘Абд ал- Халика ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1221 г.). Учение Н. распространило и укрепило суннитский ислам среди кочевых и полуоседлых тюркских племен, прочно закрепившихся в его время в Средней Азии.
Н. отвергал показную набожность и обрядность, уводящие в сторону истинного мистика: сорокадневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радения (сама‘) с музыкой, пением и танцами, громкий (джахр) зикр. Он считал бесполезной силсилат ал-барака («цепь благодати»), передающую святость руководителю братства от его основателя, т.к. барака даруется любому мистику непосредственно Богом, отсюда его отрицание необходимости «видения патрона» во время медитации (мушахада). Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями и жизнь-синобиум в обители — его основные требования. Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шари‘ата. Основа пути Н. — страстное влечение к Истине и тихий (хафи хафийа) зикр («Выбей, вырежь в своем сердце поминание имени Божьего»). Тихий зикр может быть также коллективным. К восьми принципам (калимат-и кудсийа) ал-Гидждувани он добавил еще три (эти одиннадцать положений стали основными принципами братства накшбандийа): 1. Вукуф-и замани — осознание времени. Постоянный контроль за тем, как суфий проводит свое время: если праведно, пусть благодарит Бога, а если неправедно, то в соответствии с содеянным пусть просит прощения. 2. Вукуф-и ‘адади — осознание исчисления. Контроль за тем, чтобы мысленно произносимый индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и в согласии с предписанной формулой. 3. Вукуф-и кал- би — осознание образа сердца. Представить себе мысленно образ сердца с выбитым в нем именем Бога, чтобы еще раз удостовериться, что в сердце нет ничего, кроме Бога.
Письменных трудов Н. не оставил. Следует отметить, что положения теории и практики братства, разработанные Н., известны нам исключительно из трудов, написанных его учениками-преемниками хваджой ‘Ала’ ад-дином ‘Аттаром (ум. в 1400 г.) и хваджи Мухаммадом Парса (1345–1420). Последний с разрешения хваджи ‘Аттара составил сборник высказываний Н. — Рисала-йи кудсийа (не позднее 1393-94 г.), написал Анис ат-талибин (см. выше), добавив в конце Зайл-и макамат-и хваджа ‘Атгар, а в конце жизни составил Рисала— трактат о своих встречах с Н. Видимо, в самом начале XV в., но не позднее 1420 г. некий Салах б. Мубарак ал-Бухари обработал «Анис ат-талибин» Мухаммада Парса, значительно расширив и дополнив этот труд, но сохранив при этом первоначальное название.
Лит-ра: Парса. Рисала-йи кудсийа; он же. Анис ат-талибин; Салах б. Мубарак ал-Бухари. Анис ат-талибин; Шихаб ад-дин. Макамат-и Амир Кулал. Бухара, 1328/1910; Djami. Nafahat, 434, 436–437, 439–445; Кашифи. Рашахат, 20–27, 41–57; Семенов. Бухарский шейх; Бартольд. Соч., 2/2, 425–426; Гордлевский. Бахауддин Накшбанд, 377–381; Демидов. Суфизм, 17, 70–73; он же. История, 107; Мухаммедходжаев. Идеология, 40–80; Хисматулин. Практика, 18–23, 195; Molé. Daré Mansour; Algar. Bibliographycal notes, 254–256; Naqshbandis, 3–152.
О.Ф.Акимушкин