Ок-суяк (ок-сиёк, ак-сияк — тюрк.-тадж., «белая кость») — обобщенное название для части населения Средней Азии, претендующей на происхождение от мусульманских «святых». В Казахстане к О.-с. принадлежат также потомки Чингиз-хана. К имени представителей сословия О.-с. обычно добавляется приставка-титул хон (хан). О.-с. противопоставляется «черни» (карача, кара-халк).
В Средней Азии представители О.-с. формально подразделяются на ходжей (худжа, хожа, через перс. хваджа — «хозяин», «господин») и сеидов (сейид, сайд, сеит, сейит, от араб. саййид — «господин»). Считается, что сеиды — потомки дочери пророка Мухаммада — Фатимы и ее мужа — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.), а ходжи — потомки первых трех халифов — Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, а также потомки Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.), сына ‘Али от другой женщины — ханафитки.
Большинство родословных (шеджере, шаджара), восходящих к первым «праведным» халифам, возникли достаточно поздно (после завоевания Средней Азии и Казахстана Чингиз-ханом в XIII в.) и, как правило, имеют фиктивный характер. Некоторые генеалогии изобретались даже вопреки известным из мусульманской истории фактам: так, иногда к сеидам причисляют мнимых потомков халифа ‘Усмана и Рукайи, дочери пророка Мухаммада. История происхождения О.-с. пока еще не стала предметом детального изучения, поэтому в науке существует множество разных версий и гипотез по этой проблеме. Некоторые исследователи полагают, что О.-с. — настоящие потомки арабских завоевателей Средней Азии. Другие склоняются к мнению, что среднеазиатские «святые» происходят от местных суфийских «святых»; есть также точка зрения, что последователи определенного «святого» стали со временем рассматриваться в качестве его потомков. Интересным, хотя и недостаточно изученным, является мнение, согласно которому название О.-с. восходит к домусульманской духовной и светской элите среднеазиатского общества.
У населения разных регионов Средней Азии существуют более дробные градации О.-с. в зависимости от того, какие группы «святых» наиболее популярны в каждой местности. Например, в Ферганской долине: самые знатные — тура, вторые по знатности — ишаны, третьи — ходжи, последние — махсумы. Такая народная градация основана на представлении о том, насколько каждая группа смешана через браки с «черным» народом. В Туркмении наиболее почетными считаются ходжи, а после них, по нисходящей, — шихи (шайх, шейх), магтымы (махдум, махсум), сейиты (сеид, саййид), ата; при этом разные группы соперничают друг с другом в знатности (например, шихи с ходжами).
Одна из важных черт привилегированного положения сословия О.-с. — эндогамия. Для женщин исключение из этого правила в прошлом делали очень редко, в основном это были браки с представителями светской знати. На мужчин принцип эндогамии распространялся лишь частично: к О.-с. должна была принадлежать лишь первая жена, другие могли быть из «черни». Это, кстати, объясняет распространение среди О.-с. майората, когда отцу наследовал именно старший сын от матери О.-с. Если у «святого» не было сыновей, его духовное достоинство и имущество нередко переходило по наследству потомкам по женской линии.
Правила эндогамии действовали и в пределах отдельных семей или групп потомков «святых».
О.-с. занимало ключевые позиции и выполняло важные социальные функции в обществе. Представители О.-с. в обязательном порядке занимали высшие административные должности в судебной и военной сферах, в дипломатии (были посредниками между конфликтующими племенами и правителями, вели переговоры, улаживали споры), в системе образования (занимали, как правило, должности попечителей (мутаволли) и преподавателей (мударрис) в высших учебных заведениях — медресе/мадраса, играли важную роль в системе финансового управления. О.-с. выполняли важные функции в экономике в целом: представители этого сословия были крупными землевладельцами, организаторами ремесленного производства, строительных работ, торговцами (так как могли пересекать территории разных враждующих племен и народностей, не боясь быть ограбленными или убитыми), играли значительную роль в освоении новых земель, руководя переселениями и контролируя сооружение и функционирование ирригационных систем. Среди О.-с. было немало философов, историков, поэтов, каллиграфов, врачей. Вокруг них собиралась и вырастала местная «интеллигенция». Наконец, именно из числа представителей сословия О.-с. формировалась верхушка суфийских братств.
Некоторые государственные должности в течение долгого времени занимали представители одной и той же семьи О.-с. Так, на протяжении многих веков в Бухаре должности шайх ал-ислама (глава мусульман) и ходжи калона (глава ходжей, смотритель вакфов) занимали потомки «святого» хваджи Абу Бакра Са‘да (жил в X в.), а в ближайшем колене — известного ишана ходжи Ислама Джуйбари (духовный наставник ‘Абд Аллах-хана из рода Шайбанидов-Джучидов), последователя братства накшбандийа; должность накиба (военный руководитель) — потомки «святого» Сеид-ата (по легенде, духовный наставник золотоордынского правителя Узбек-хана из рода Джучидов), который жил в XIII — начале XIV в. и был последователем братства йасавийа; должность кази колона (глава казиев, верховный судья) — ходжа Миракона, предки которого, породнившись с Аштарханидами, переселились в Среднюю Азию из хорасанского (персидского) г. Машхада/Мешхеда в XVII в. В Фаргане/Фергане особое положение долгое время занимали потомки «святого» Бурхан ад-дина Кылыча (жил в XIII в.).
О.-с. составляли довольно значительную часть населения Средней Азии. Правда, общая численность среднеазиатских О.-с. неизвестна. Есть данные по отдельным регионам Туркестанского генерал-губернаторства. В 1884 г. в Ура-Тюбинском районе (Ходжентский уезд Самаркандской области) было 3184 ходжей, или около 7,8% всего населения. В 1902 г. в Маргиланском уезде Ферганской области было 677 дворов ходжей, 343 — саййидов, 74 — шайхов, 10 — тура, что составляло в общей сложности примерно 6 тыс. человек, или около 15% всего населения. По данным переписи середины 20-х гг., в бывшем Бухарском эмирате было 14 345 тюрков-ходжей, 20 925 таджиков-ходжей, что составляло около 2,5% всего населения. Среди туркменов (на территории нынешней Туркмении), в конце 20-х гг. было около 30 тыс. представителей «святого» сословия, или примерно 4% всего населения. Эти цифры позволяют оценить число О.-с. в современной Средней Азии примерно в 500 тыс. человек.
Лит-ра: А.А.Семенов. Происхождение термезских сейидов и их древняя усыпальница Султан-Садат // ПТКЛА. Год 18-й (11 декабря 1913 — 1 апреля 1914). Таш., 1914; Иванов. Хозяйство; Демидов. Туркменские овляды; Р.Я.Рассудова. Термин «ходжа» в топонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. М., 1978; О.А.Сухарева. Потомки Ходжа Ахрара // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985; С.С.Губаева. Население Ферганской долины в конце XIX — начале XX в. (этнокультурные процессы). Таш., 1991, 34–36; Муминов. О происхождении.
С.Н.Абашин