РА̄БИ‘А ал-‘АДАВӢЙА (713 или 714—801) — видная представительница басрийской школы аскетов (зуххад) и подвижников (‘уббад). Она происходила из бедной арабской семьи. В раннем детстве при неясных обстоятельствах была продана в рабство. Позднее благодаря своей набожности и аскетическому образу жизни была отпущена на волю. Несколько лет Р. ал-‘А. провела в пустыне, удалившись от людей и подвергая себя аскетическим испытаниям. Затем жила в Басре.
Об ее учителях, если таковые вообще были, ничего не известно, хотя поздние биографы неизменно называли ее ученицей ал-Хасана ал-Басри. К числу сподвижников и учеников Р. ал-‘А. в Басре суфийская традиция относила аскетов и суфиев Рабаха б. ‘Амра, Малика б. Динара, Шакика ал-Балхи, известного традиционалиста Суфйана ас-Саури и др.
О взглядах Р. ал-‘А. можно судить лишь по лапидарным поэтическим и прозаическим высказываниям, разного рода эпизодам из ее жизни, приводимым поздними суфийскими авторами. В них Р. ал-‘А. выступает сторонницей крайнего аскетизма (зухд), отказа от всего того, что может отвлечь от созерцания бога и общения с ним, в первую очередь от мирских соблазнов. Оценивая поступки других аскетов и подвижников, а также свои собственные, Р. ал-‘А. стремилась вскрыть их истинные мотивы, дабы избежать возможного «лицемерия», «тщеславия» и других мирских пороков. Она проповедовала полное равнодушие к невзгодам (рида), искренность (сидк) в служении богу, которого, по ее мнению, следовало любить и почитать ради него самого, а не ради райского блаженства или из страха перед мучениями в аду.
Р. ал-‘А., пожалуй, первая из аскетов выдвинула мысль о всепоглощающей и бескорыстной любви (махабба) к богу как доминанте духовной жизни человека. Тщательное исполнение религиозных предписаний и аскеза, согласно Р. ал-‘А., должны очистить душу от всех посторонних забот и страстей, подготовить ее к восприятию божественной любви, к созерцанию «возлюбленного» и общению с ним. Таким образом, в интерпретации Р. ал-‘А. аскетические и подвижнические установки ранних зуххад и ‘уббад приобрели мистический оттенок. Для подтверждения своих теософских взглядов Р. ал-‘А. ссылалась на айаты Корана (в частности, 2:165/160, 222; 5:54/59 и др.).
Идеи Р. ал-‘А. широко распространились среди последующих поколений суфиев и легли в основу теософских учений ал-Бистами, ал-Халладжа, Ибн ал-Фарида, Ибн ‘Араби и многих других. Ее авторитет признали все суфии. Они видели в ней пример праведности, бескорыстного служения богу, любви к нему и почитали ее как «святую» (валийа). В суфийских кругах образ Р. ал-‘А. стал темой многочисленных легенд и нравоучительных историй. Ей приписывали различные чудеса и сверхъестественные способности (см. карама).
Лит-ра: ал-Колабази. Ат-Та‘арруф, 73, 121; Ibn Khallikan. Dictionary, 3,215; ‘Аттар. Тазкира, 1, 59—73; Muslim Saints, 39—51; А. Бадави. Шахидат ал-‘ишк ал-илахи Раби‘а ал-‘Адавийа. Каир, [б.г.]; М. Smith. Rabi‘a the Mystic and her Fellow-Saints in Islam. Cambridge, 1928; Anawati, Gardet. Mystique, 26, 166—170.
А.Д.Кныш