Садат-и Тирмиз («термезские саййиды») — клан потомков Пророка, возводящий свою родословную к одному из внуков 4-го шиитского имама Зайн ал-‘абидина ‘Али б. ал-Хусайна (ум. в ал-Мадине/Медине в 710 или 712 г.) — ‘Убайд Аллаху ал-А‘раджу. Внук последнего, ал-Хусайн Абу ‘Абд Аллах, перебрался в Самарканд, а затем в Балх, где его единственный сын, ал-Хасан Абу Мухаммад, был назначен накибом («главой» рода). Впоследствии во многих городах Центральной Азии (Балх, Тирмиз/Термез, Марв/Мерв и т. д.) должность накиба (или накиб ан-нукаба’) стала передаваться потомкам этой ветви рода. В обязанности накиба входило «управление делами саййидов» города и области, назначение последних на особые саййидские должности, определение достоверности их родословной и на этом основании выдача «охранных грамот», освобождавших их от налогов, и т. п. Это обстоятельство побуждало саййидов (в том числе и термезских) вести свои родословные хроники, которые со временем приобретали вид полулегендарных историй, не всегда сохраняющих точную последовательность имен. Время от времени по инициативе кого-нибудь из именитых представителей этого рода обветшалые родословные записи переписывались и редактировались, при этом в новые варианты родословных вносились пристрастные коррективы (в пользу конкретного заказчика).
Особым статусом С. Т. старались воспользоваться современные им политические деятели. Так, согласно семейным хроникам С. Т., упомянутый ал-Хасан Абу Мухаммад написал рекомендательное письмо халифу ал-Мунтасиру (861–862) с ходатайством оказать милость «предку» Саманидов (875–999), некоему Аркуку, который будто бы являлся потомком персидского полководца Бахрама Чубина. Просьба была удовлетворена, и Аркук был назначен правителем Балха. В благодарность за ходатайство Аркук передал Термез во владение ал-Хасану Абу Мухаммаду, потомков которого стали именовать саййидами Термеза, подчас независимо от места их проживания. Позже, когда Саманиды правили в Мавараннахре и на сопредельных территориях, они старались обласкать С. Т. Дружеские отношения между этими родами были скреплены брачными узами: дочь Исма‘ила Самани, Мах-и Сима, была выдана замуж за саййида ‘Абд Аллаха Абу Мухаммада. Прямые потомки от этого брака стали присоединять к своим именам древнеиранский почетный титул худайванд-зада.
Другой случай, когда один из термезских саййидов был вовлечен в политические события, связан с противостоянием хорезмшаха ‘Ала’ ад-дина Мухаммада (1200–1220) и аббасидского халифа ан-Насира (1180–1225). В результате ‘Ала’ ад-дин Мухаммад объявил, что Аббасиды узурпировали власть, и велел читать хутбу на имя «законного» халифа из числа С. Т. — худайванд-зада ‘Ала’ ал-мулка I. Дальнейшая судьба «контр-халифа» неизвестна, и только в более поздних родословных термезских саййидов его имя сопровождается лакабом аш-шахид («мученик за веру»). Во всяком случае, политических последствий этот акт не имел, и главы С. Т. продолжали быть лишь владетелями Термеза. В качестве таковых они остались и после монгольского завоевания. В источниках, в частности, упоминается владетель (сахиб) Термеза худайванд-зада ‘Ала’ ал-мулк II, который имел собственное войско из 4 тыс. всадников. Во время междоусобиц среди Чагатаидов он присоединился к одному из них — Халил Аллаху, сыну Йасавура (?), и помог ему захватить власть в Мавараннахре. Вскоре, однако, Халил Аллах по навету заподозрил этого саййида в притязаниях на престол и приказал казнить его (1344 г.).
Некоторое время спустя (в 1371 г.) в самаркандском мятеже против Тимура (1370–1405), во главе которого стояли амир Муса, амир Йасури, шайх Абу-л-Лайс ас-Самарканди (по-видимому, потомок и тезка самаркандского факиха X в.), принял участие один из С. Т. — худайванд-зада (или хан-зада) Абу-л-Ма‘али ат-Тирмизи. Тимур жестоко подавил восстание, казнив почти всех его организаторов; из уважения к духовенству и семье Пророка помилованы были лишь Абу-л- Лайс ас-Самарканди (отпущен в Макку/Мекку) и юный Абу-л-Ма‘али, которого, однако, переселили из Термеза в Шахрисабз. Последний прожил там до глубокой старости и был похоронен (26 джумада I 859/15.05.1455) около городской соборной мечети. Возведенная при Улуг-беке (1409–1449) над ним и его потомками усыпальница получила название Гунбаз-и саййидан («Усыпальница саййидов») или Дар ас-сийадат («Прибежище саййидов»). На надгробии Абу-л-Ма‘али сохранился наиболее ранний (из дошедших до нас) вариант родословной С. Т.
Другие члены рода С. Т. продолжали жить в Термезе, и представители правящих династий сохраняли к ним традиционное почтение. В доме худайванд-зада ‘Ала’ ал-мулка III останавливался Тимур, возвращаясь из индийского похода (1399 г.) и очередного похода на запад (1404 г.). Однако С. Т. уже не играли сколько-нибудь заметной политической роли, и их духовный авторитет основывался лишь на святости рода.
С. Т. охотно завязывали родственные отношения с Тимуридами (1370–1506) и Шайбанидами (1500–1603), в результате чего вместо традиционных мусульманских имен их часто стали нарекать тюрко-монгольскими именами и титулами. Считается, что часть нынешних потомков С. Т. — салаватские хваджи (по названию селения под Термезом — Салих-абад), которые до недавнего времени были хранителями семейной усыпальницы Султан-садат. Называя себя узбеками, они тем не менее не забывают о своем саййидском происхождении. Имевшиеся у них родословные были утеряны в период советской власти.
Лит-ра: Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-та’рих. Каир, 1348 (1929-30), IX, 313; ‘Ала’ ад-дин ал- Джувайни. Та’рих-и Джахангушай / Мухаммад Казвини. Бриль, 1334/1916, II, 97, 122, 364–365; Путешествия, 276, 280; ‘Али Йазди. Зафар-нама, 39б, 145б, 148а; Фасихи, Ахмад б. Джалал ад-дин Мухаммад ал-Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод) / Пер., примем, и указ. Д.Ю.Юсуповой. Таш., 1980, 70, 95; А.А.Семенов. Происхождение Термезских сейидов и их древняя усыпальница «Султан-садат» // ПТКЛА. Год 18-й (17). Таш., 1914, 3–20; В.В.Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд. Соч., 1, 439; он же. Улугбек, 31, 43; он же. Термез, 505–506; Массон, Пугаченкова. Шахрисябз, 63–64; З.М.Буниятов. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов. 1097–1231. М., 1986, 85; D.DeWeese. The Descendants of Sayyid Ata and the rank of Naqib in Central Asia // JAOS. 1995, 115, 615–625. См. также лит-ру к ст. ал-А‘радж.
Б.М.Бабаджанов