САМА̄‘ — 1. «Слушание, восприятие на слух». Технический термин хадисоведения и арабо-мусульманской книжной культуры, обозначающий один из способов передачи хадисов и целых сочинений. Акт С. состоит в следующем: мухаддис произносит по памяти или зачитывает по записи текст (матн) хадиса, сославшись на своего непосредственного предшественника и на цепь передатчиков (иснад); ученик прослушивает хадис, запоминает его и воспроизводит буквально, вслух: удостоверившись в правильном усвоении материала, мухаддис дает ученику разрешение (иджаза) передавать его другим лицам. При изучении нового хадиса процедура повторяется; ученик может и вести записи. Сочинения прорабатываются способом С. по частям. С. считался предпочтительным или лучшим способом передачи, поэтому в литературе ссылки на него встречаются наиболее часто.
Сама̄‘ (тур. сема) — 2. «слушание», «распевание», «блаженное слушание». В суфизме — коллективное радение с распеванием мистических стихов. С. вошло в практику мистиков в IX в. первоначально как распевание стихов во время суфийских «бесед» — собраний (маджлис), а затем к пению добавились танец и прыжки. Практика С. была встречена враждебно и подверглась резким нападкам как предосудительное новшество (бид‘а) со стороны многих «правоверных» богословов (например, Ибн ал-Джаузи). Практически вся литература, посвященная С., обсуждает вопрос: законно или незаконно включение С. в религиозно-мистический ритуал суфизма? Не было единства по этому вопросу и у суфиев — как среди тех, кто широко практиковал С. (рифа‘ийа, маулавийа, бадавийа, чиштийа, кубравийа, сухравардийа, са‘дийа, кадирийа), так и среди тех, кто отрицал этот обычай (накшбандийа, бекташийа, халватийа). В защиту С. выступали такие авторитеты, как ал-Худжвири и Ахмад ал-Газали. Источники отмечают, что на С. присутствовали не только члены данной обители или определенного братства—активное участие в них принимали и местные жители, не-суфии. Очень часто музыканты и певцы были миряне, их приглашали либо нанимали со стороны. Впоследствии (с конца XVII—начала XVIII в.) практика С. в основном утратила свою духовную значимость и превратилась в тщательно отрепетированные и четко организованные представления (ср. маулавийа, аш-шазилийа). Для простых людей С. означало приобщение божественной милости (барака), ниспосланной основателю-покровителю братства.
Лит-ра: GAS, 1, 53 — 60; Abbot. Studies, 33—64.
Лит-ра: ал-Худжвири. Кяшф, 508—546; он же. Kashf, 393—420; ал-Газали. Воскрешение, 97—1.31; Бертельс. Суфизм, 43—48, 57—58; D. В. Macdonald. Emotional religion in Islam as affected by music and singing.—JRAS. 1901, 195—252, 1902, 1—28; J. Robson. Tracts on listening to music. L., 1938.
А. Б. Xалидов
O. Ф. Акимушкин