СӢРА (мн. Ч. сийар; «дорога», «путь», «образ жизни») — особый жанр ранней мусульманской историографии, жизнеописание основателя ислама Мухаммада. В значении «жизнеописание Пророка» слово используется впервые, насколько известно, Ибн Хишамом (ум. в 834 г.) в его редакции труда Ибн Исхака (704—767), посвященного Мухаммаду (хаза китаб сират расул Аллах — «это книга жизнеописания посланника Аллаха»). По некоторым сведениям, вначале для обозначения рассказов о жизни Пророка употреблялась форма мн. ч.— сийар (в сочетании с магази). Создание С. «посланника Аллаха» стимулировалось стремлением зафиксировать исламские религиозно-правовые установления в соответствии с поучениями и примером самого Мухаммада и восславить военные подвиги мусульман во главе с их вождем.
Жизнеописание Мухаммада не отражает действительного положения дел того времени, рассказы о нем подверглись обработке, что видоизменило их весьма существенно. Вокруг личности самого основателя ислама сложилась легенда агиографического характера, к тому же исторические события, в которых он принимал участие, приняли легендарную окраску, были поданы в тенденциозном виде и в духе подражания иудео-христианской, а возможно, и иранской традициям. В рассказах о мединском периоде жизни Пророка удается, кроме того, различить явные следы влияния жанра аййам ал-‘араб (о доисламских военных подвигах и походах арабов). Их следует рассматривать как своего рода исторические воспоминания о подлинных событиях. С. Мухаммада утвердилась в своих основных чертах в начале VIII в. и представляет собой собрание исторических хадисов.
Первые работы, написанные в рамках жанра «жизнеописание Пророка», — Магази расул Аллах («Военные походы посланника Аллаха»). Труды с таким названием были созданы знатоками хадисов аш-Ша‘би (ум. в 721 г.), Вахбом б. Мунаббихом (ум. в 728 г.), аз-Зухри (ум. в 742 г.), Мусой б. ‘Укбой (ум. в 758 г.). По сравнению с Магази, где изложение ограничивалось личностью Мухаммада, С. представляла собой шаг вперед в развитии жанра: жизнь и деяния Пророка оказались включенными в контекст так называемой «всеобщей истории» арабов. Согласно концепции Ибн Исхака, первого составителя С. Мухаммада, ислам продолжает и завершает иудейскую и христианскую священную историю. Созданная им С. — это история не только мусульманского пророка, но и пророчества в целом, т. е. всех пророков, последним из которых был Мухаммад. Труд Ибн Исхака построен по четкой схеме и состоит из трех частей: ал-Мубтада’—история древних пророков от сотворения мира; ал-Маб’ас — собственно жизнеописание пророка Мухаммада до первого года хиджры; ал-Магази — завоевательные походы Мухаммада, где повествование доводится до его смерти.
Вместе с Сирой ал-Вакиди (747—823) Сира Ибн Исхака явилась главным источником для всех последующих работ этого жанра и оказала решающее воздействие на его развитие.
Под названием С. в арабской литературе известны и жизнеописания других лиц—отдельных мусульманских властителей и выдающихся ученых, например Сират Ахмад б. Тулун ал-Балави (X в.) и Сират Ахмад б. Ханбал Салиха б. Ахмада б. Ханбала (818—878). Иногда в названии жизнеописания, посвященного какому-либо одному лицу, слово С. употреблялось во мн. ч.: Сийар ал-Ауза‘и аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.).
Название С. прилагается также к народным арабским романам о легендарных и исторических личностях — Сират ‘Антар, Сират Байбарс.
Лит-ра: Гибб. Историография, 123, 128; G. Levi Della Vida. Sira.— EI, 4, 472—476.
К. А. Бойко