СИХ̣Р — колдовство, магия. В Коране оппоненты Мухаммада называли его сахир (10:2) —«колдуном» или масхур—«околдованным» (17:47/50), а его проповедь — сихр йу’cap —«колдовством, переданным ему кем-либо» (74:24; см. также 28:36, 38:4/3—7/6). С в Коране связан прежде всего с Египтом (многократно описан поединок Мусы и колдунов Фир‘ауна—например, 7:113/110) и с Вавилоном (2:102/96). Представление о связи колдовства с Вавилоном было традиционным для района Средиземноморья и Передней Азии. Оно зафиксировано как у античных авторов, так и в Библии (Исайя 47:12). Значения производных от корня СХР в языке жителей Южной Аравии также связаны с магической практикой.
С., по Корану, противостоит пророчеству и несовместимо с ним (5:110; 37:14—15; 27:13). Оно объявляется грехом (20:69/72, 72/75; 10:77/78). Собственно аравийская магическая практика связывалась с лицами, обозначенными терминами кахин, ша‘ир (52:29—30; 21:5;-37:36/35) и маджнун (68:51). Мухаммад не допускал приложения к себе ни одного из вышеприведенных терминов, т. к. считал свою миссию принципиально отличной по характеру и предназначению.
С., согласно Корану (2:102/96), был ниспослан Аллахом двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту, для того, чтобы они предложили его людям как искушение. При этом подчеркивается, что подлинное знание исходит лишь от Аллаха, а С. вторичен и ложен. Его носителями являются шайтаны, которые и обучают ему людей.
Центром оккультных наук в Халифате стал Египет—«Вавилон колдунов», по выражению Ибн ан-Надима (X в.). Здесь доисламская традиция сохранялась очень долго. Однако позднее центр сместился, по-видимому, в страны Севеной Африки. Это явление, очевидно, связано с деятельностью суфийских братств и широким распространением в этом районе суфизма, включившего оккультные знания в свою «науку» (‘илм ат-тасаввуф) и воспринявшего наследие языческой Африки. Не случайно в арабском фольклоре, в частности в сказках цикла «1001 ночь»,колдунами выступают чаще всего магрибинцы и негры. Эти изменения нашли свое отражение в фольклоре: берберские маги стали побеждать египетских.
Связь оккультных знаний с развитием суфизма проявляется также в том, что высшим достижением божественной магии является познание «величайшего из имен» Аллаха (ал-исм ал-а‘зам), которое могло быть известно только посланникам и пророкам. Считали, что с помощью этого имени можно воскресить и убить, перенестись куда угодно, совершить любое другое чудо.
Позиция мусульманского богословия по отношению к С, формировалась не только под влиянием Корана, но и в ходе полемики о святых (аулийа’) и чудесах (му‘джиза, айа, карама). Му‘тазилиты рассматривали чудеса как С. Позднее (между X и XIII вв.) в суннитском богословии представление о С. отделилось от представления о чудесах. Стали различать двавида магии — «законную» (ат-тарика ал-махмуда—«одобряемый путь») и «запретную» (ат-тарика ал-мазмума—- «порицаемый путь»). Считалось, что первая восходит к Адаму и его дочери Анак, к Сулайману (библ. Соломону) или Джамшиду персидских мифов. Вторая же ведет свою историю от Иблиса, передавшего эту науку своей дочери (или дочери своего сына) Байдахе. Полагали, что магия как таковая основана на связи колдуна с джиннами. Люди, практикующие «законную» магию (ал-му‘аззимун—«заклинатели»), достигают этой цели посредством подчинения воле Аллаха и обращения к нему за помощью. Те, кто занимается «запретной» магией (ас-сахара—«колдуны»), связываются с джиннами при помощи злых дел. В мусульманском мире такая практика запрещалась, иногда под страхом смерти. Му‘тазилиты, а также ханафиты и шафи‘иты считали, что «запретная» магия не может изменить сущности вещей и сводится к воздействию на субъективные ощущения при помощи различного рода ухищрений (использование благовоний, наркотических средств и т. п.). Однако эта точка зрения не стала господствующей. Магические действия такого рода получили название ас-симийа (от сима —«знак»-, «признак», «качество»). «Законная» магия обозначалась термином ар-рухани («духовный») и, в свою очередь, подразделялась на «высокую» (‘улви, ‘илви), или «божественную» (рахмани—«связанная с Милосердным»), и низкую (суфли), или дьявольскую (шайтани). Набор самых примитивных магических действий, не опирающихся на «законную» магию, назывался ‘илм ар-рукка («наука прялки», т. е. дело женщин), что, возможно, является искажением термина ‘илм ар-рукйа — «наука ворожбы». Ал-Газали, как и богословы-традиционалисты, считал заслуживающей порицания магию вообще, хотя и не подвергал сомнению саму возможность сношений с джиннами и использования их могущества в земных делах.
Различного рода магические действия и оккультные знания составили одну из важнейших сторон культуры всех слоев мусульманского средневекового общества. Астрология играла большую роль в исламском культе и в быту, в русле развития естественных наук важное место занимала алхимия. Практически ни одно из серьезных философских сочинений не обходилось без глав, посвященных магии. Этой теме посвящали и математические сочинения.
Гадания и талисманы были и являются характерной чертой мусульманского быта. В качестве последних часто выступают Коран, отдельные суры и айаты.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 369—373; ат-Табари. Тафсир, 1, 334—353; ‘Ирфан. Дирасат, 211—240; К. А. Бойко. Об арабском источнике мотива о золотом петушке. — Временник Пушкинской комиссии. Л., 1976, 113—120; Лэйн. Нравы, 198—234; Doutté. Magie; Н. Е. Е. Hayes. Islam and magic in Egypt. — MW. 1914, 4, 396—406; Westermarck. Pagan Survivals, 5—58; Donaldson. The Wild Rue.
Е. А. Pезван