СУЛАЙМА̄Н—коранический персонаж, благочестивый и мудрый древний царь, библейский Соломон, сын Да’уда. Согласно Корану, С. вместе с отцом разрешал споры подданных, превзошел отца и затем унаследовал его трон. С. был мудр, знал тайное и скрытое, понимал язык животных и птиц. Он обладал магическими знаниями, которые получил от Аллаха. С. был верующим и послушным Аллаху в отличие от многих других его современников, которые искали знаний о колдовстве у падших ангелов Харута и Марута в Вавилоне. Аллах подчинил С. ветры, заставил служить ему шайтанов и джиннов. Они добывали ему сокровища со дна моря, строили ему храмы; из дарованного ему «источника расплавленной меди» они изготовляли скульптуры, огромные чаши и котлы на опорах.
Однажды созерцание прекрасных коней отвлекло С. от благочестивых дел и молитвы, но, раскаявшись, он приказал коней заколоть. В другой раз за отступление от веры в Аллаха его трон был на время захвачен другим, но после раскаяния возвращен ему Аллахом. Узнав о существовании богатой и могущественной царицы Савской, С. письмом призвал ее уверовать в Аллаха, а затем доказал ей свое превосходство, бывшее результатом благоволения к нему Аллаха. Царица приняла веру С. (см. Билкис). Умер С., опираясь на посох, и продолжал стоять мертвым, пока червь не проел дерево, и тело упало. Тогда только джинны поняли, что они свободны (2:102/96; 4:163/161; 6:84; 21:78—79, 81—82; 27:15—44/45; 34:12/11 — 14/13; 38:30/29—38/37).
С., великий царь и маг, для которого джинны строили чудные здания, был известен уже в предисламской Аравии. Сказания о нем отразились в стихах поэтов — современников Мухаммада (ал-А‘ша, Умаййа б. Аби-с-Салт). Коран лишь очень скупо указывает на отдельные эпизоды сказаний, явно предполагая их известность слушателям. Однако легенды о С. перетолковываются. В Коране настойчиво внушается, что известное могущество С.—результат помощи ему Аллаха и что С. это понимал и был истинным верующим.
В послекоранической литературе образ С. богато разукрашен мотивами и эпизодами, по большей части, но не всегда исходящими из иудейских сказаний. С. знаменит у мусульман прежде всего как великий маг. Источником его силы было дарованное Аллахом кольцо с изумрудом и начертанным на нем именем бога. По его приказу джинны и шайтаны воздвигли много великих сооружений, в том числе и Иерусалимский храм и ал-Масджид ал-Акса. Однажды, когда С. впал в неверие, трон его захватил некий джинн, укравший волшебное кольцо. Сорок дней С. скитался как безвестный бедняк, а джинн правил. Однажды он уронил перстень в воду, его проглотила рыба, С. рыбу поймал, выпотрошил и нашел перстень. Многие сказания упоминают о его необыкновенной мужской силе; за похвальбу, что у него будет тысяча сыновей от тысячи жен, он был наказан. У него родился только один сын—калека, которого Аллах после долгих молитв С. излечил.
Образ С, совершавшиеся им и подчиненными ему джиннами чудеса, его богатые дворцы, его летающий ковер и т. д.— частые мотивы в литературе и фольклоре мусульманского средневековья. С. стал также одной из главных фигур в оккультных науках мусульман (см. сихр). Шестиконечная звезда—символ печати С, которой он запечатывал свои приказы джиннам и шайтанам, — один из главных оберегов у мусульман, издавна изображавшийся и изображающийся на зданиях, сосудах, монетах.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 572—594; он же. Тафсир, 19, 87—106, 22, 47—52, 23, 47—52; ас-Са‘лаби. Кисас, 161 — 185; ал-Киса’и. Кисас, 267—296; G. Salzberger. Die Salomo-Sage in der semitischen Literatur. В., 1907; Horovitz. Untersuchungen, 116—119; Speyer. Erzählungen, 372—404; Walker. Bible Characters, 123 — 129; Sidersky. Les origines, 112—126; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 372—375; Paret. Kommentar, 344; Beltz. Sehnsucht, 171 — 175; J. Walker. Sulaiman.—EI, 4, 561—563.
М.Б.Пиотровский