ТИМУР (от общетюркского Тэмюр / Демир – «железо»; араб. Таймур; перс. Темoр [-и Ланг] – Темур [Хромой], откуда осман. Тимур-Ленг и арм. Ленк-Тимур; древнерус. Темирь-Ахсак – от кыпчак. Аксак Темир – с тем же значением, или «Железный Хромец») (8.4.1336, Ходжа-Ильгар, близ Шахрисябза, ныне Кашкадарьинский вилоят Узбекистана – 18.2.1405, Отрар, близ современной железнодорожной станции Тимур, Шымкентская область, Казахстан) – среднеазиатский правитель и полководец, родоначальник Тимуридов. Из племени монголов бар(у)лас, которые, перейдя на тюркский язык карлукской группы, расселились в бассейне р. Кашкадарья, где их вожди правили в Кеше (ныне Шахрисябз).
Юность и возвышение (1340-е – 1370-е)
Сын Тарагая, одного из беков (князей) баруласов, и его жены Текина-хатун. Возвысился как предводитель налетчиков, в условиях, когда Джагатайский улус, после смерти хана Казана (1343 – 1346) из династии Джагатаидов, распался на две половины – Моголистан (Семиречье), где удерживался джагатаидский хан Тоглук-Тэмур (1346 – 1363), и Мавараннахр (Среднеазиатское Междуречье), где правили амиры под главенством Казагана (1346 – 58) из родового объединения караунас. Поступил на службу к своему дяде Хаджжи-беку, амиру Кеша. В 1357 г. женился на внучке Казагана, Ольджей-Туркан-ака.
В феврале 1360 г. завязал переговоры с ханом Тоглук-Тэмуром, ненадолго отвоевавшим Мавараннахр. В марте, ввиду того что Хаджжи-бек Барлас бежал на юг от Амударьи, получил Кеш во владение, но с уходом хана и возвращением Хаджжи-бека сам удалился в Хорасан. В 1361 г., когда Хаджжи погиб при повторном вторжении Тоглук-Тэмур-хана, восстановлен в достоинстве амира Кеша и причислен к вазирам ханского сына Илйас-хваджа-оглана, который остался в Самарканде управлять Мавараннахром.
В 1362 г., отказавшись признавать верховенство могольского царевича (якобы из отвращения к грубости нравов в его окружении), попал в немилость. Перейдя с отрядом к брату Ольджей-Туркан – Хусайну Караунасу, амиру Балха и Самарканда, вступил в борьбу за Мавараннахр с Тоглук-Тэмуром, а после его гибели – с Илйас-хваджой, ставшим ханом. На одном из этапов противоборства, шедшего с переменным успехом, был изгнан в Систан, где, сражаясь за местного владетеля (малик), лишился в стычке двух пальцев на правой руке и получил тяжелое ранение в правую ногу, последствиями мучился до конца жизни.
В 1364 г., с временным уходом моголов из Мавараннахра, получил от амира Хусайна Караунаса в управление долину Кашкадарьи и признал его верховным правителем Мавараннахра. В 1365 г. выступил с ним против Илйас-хваджа-хана, но потерпел поражение и скрывался в Балхе, пока Илйас не отступил. В 1366 г. вернулся, чтобы помочь амиру Хусайну подавить восстание самаркандских сарбадаров – движения средних и низших городских слоев, сочувствовавших шиизму (аш-ши‘а). В 1367 г. взбунтовался против шурина, но повторно примирился с ним в 1368 г. и получил обратно Кеш.
В 1369 г. восстал против Хусайна и осадил его в Балхе. В марте 1370 г., захватив в плен, притворно предложил ему примирение, но тайно распорядился его убить. В апреле как верховный главнокомандующий (амир амиров – амир ал-умара’) принял в Самарканде присягу от всех джагатайских военачальников и добился признания своей единоличной власти со стороны мусульманского духовенства и шайхов тасаввуфа, в частности хваджаган и тарики накшбандийа. Тогда же женился на вдове Хусайна Сарай-Мулк – дочери Казан-хана – и, в знак свойства с Чингисидами («Золотым родом»), удостоился звания «гюреген» («[ханский] зять», откуда персидское название его потомков – «Гургани»).
На пике могущества (1380-е – 1400-е)
Между 1370 и 1380 гг. совершил серию походов по Центральной Азии, чтобы обеспечить максимальную консолидацию и безопасность своих владений. В 1370 – 72 гг. развернул боевые действия в Фергане, успех которых подготовила смута, вспыхнувшая в Моголистане после гибели Илйаса, когда власть временно захватил верховный главнокомандующий (улусбеги) Камар ад-Дин Дуглат – один из его наиболее упорных врагов, чьих приверженцев тимуридские источники именуют «джете» («разбойники»). В 1372 – 73 гг., после того как амир Хорезма Хусайн из рода Суфи (тюркизированного монгольского племени хунгират) отказался удовлетворить его притязания на города Кят и Хивак (ныне Хива), присоединил южную половину Хорезмского оазиса, которую окончательно закрепил за собой в 1379 г. В 1375 г. поставил своего наместника в Андижане, в 1377/8 г. – в Кашгаре. В 1376 г. подавил мятеж влиятельного тюркизированного монгольского племени джелаир, казнив их амира и рассеяв их по разных округам.
Безуспешно пытался подчинить Семиречье и Таримский бассейн, хотя в 1380 г. временно занял Кашгарию. В междоусобицах Джучидов, ожесточившихся с 1375 г., оказал помощь Тохтамышу, изгнанному в 1376 г. Урусом из Синей Орды. В 1377 г., совершив поход на север от Сырдарьи, возвел его на престол Белой Орды. С 1377 г., когда скончался его первенец и любимец Гийас ад-Дин Джахангир-мирза, рассматривал как наследника третьего сына, Джалал ад-Дина Миран-шах-мирзу, которого в 1380 г. назначил правителем Хорасана.
Зимой 1380/1 г. приступил к покорению бывшего улуса Хулагуидов, выставляя свои захватнические походы как джихад против шиитов. В 1381 г., воспользовавшись бунтом в Герате, завладел султанатом Куртов, в 1382 г. – султанатом хорасанских сарбадаров, со столицей в Нишапуре. В 1383 г. установил свою верховную власть в Систане, а в ноябре – декабре 1384 г. – в Горгане и Мазандаране, низложив местного амира Вали и поставив на его место Лукмана, сына Туга-Тэмура – последнего ильхана, убитого сарбадарами (из потомков Джучи-Хасара – младшего брата Тэмуджина / Чингис-хана).
Таким образом, к середине 1380-х гг. обеспечил своим завоевательным планам легитимность, сосредоточив в своих руках символический авторитет трех разных ветвей «Золотого рода»: Джагатаидов / Угэдэидов, Джучидов, Хулагуидов / Хасаридов. Однако формальный патронаж над улусом Джучи удерживал не недолго. В 1385 г. проследовал к бывшей хулагуидской столице – Султанийе, но столкнулся в Иранском, или Южном, Азербайджане с притязаниями Тохтамыш-хана, который зимой 1385/6 г. напал на столицу области – Тебриз.
Последующую военно-политическую активность в Западной и Южной Азии организовал в рамках 3 больших кампаний (юриш) – 3-летний (1386 – 89), 5-летний (1392 – 97) и 7-летний (1399 – 1405). Перемежал их с походами (1-й – 1388 – 89, 2-й – 1391, 3-й – 1394 – 95) по Центральной Евразии против Тохтамыша, который поддерживал его врагов – в Хорезме, где род хунгиратских амиров Суфи возглавил сначала сын Хусайна, Юсуф (1372 – 80), а затем его внук Сулайман (1380 – 88), и в Моголистане, где союзник Тохтамыша Камар ад-Дин разбил и временно изгнал брата и преемника Илйаса, Хидр-хваджа-хана.
Весной – летом 1386 г. завоевал центральную часть Иранского нагорья, с Фарсом и Лурестаном. Когда в 1387 г. Тохтамыш попытался вторично овладеть Тебризом, разгромил его войско, повел боевые действия против туркоманов Каракоюнлу и династии Музаффаридов в Фарсе и добился подчинения грузин. Зиму 1387/8 г. провел в Тебризе, откуда послал своих сборщиков налогов в Исфахан, а когда жители восстали против тяжелых сборов, весной 1388 г., явившись туда, вырезал десятки тысяч горожан. После того, как зимой 1388 г. Тохтамыш, отбросив военачальников его сына Му‘изз ад-Дина ‘Умар-шайх-мирзы, продвинулся в Мавараннахр и стал угрожать Самарканду, вторгся в его улус, овладел северным Хорезмом, полностью разрушив Гургандж (ныне Куня-Ургенч в Туркменистане), всю площадь которого приказал засеять ячменем. В 1390 г., преследуя отступавшего Тохтамыша, возглавил опустошительный рейд вглубь Половецкой степи (Дешт-и Кипчака) до Иртыша на север и до котловин Юлдус в Тянь-Шане – на восток. В июне 1391 г. достиг с востока среднего теченья Волги и разбил хана при Кондурче (близ нынешней Самары), провозгласив его низложенным, после чего тот бежал в Грузию, преследуемый Му‘изз ад-Дином.
В 1392 г. окончательно присоединил Горган и Мазандеран. В 1393 г., за сопротивление, оказанное Шах-Мансуром, султаном Фарса, поголовно вырезал его сородичей Музаффаридов и изгнал Ахмада ибн Увайса из рода Джелаиридов – султана Обоих Ираков (Персидского – на западе Иранского нагорья – и Арабского – на юге Месопотамской низменности) и Азербайджана (Азербайджанское плоскогорье на северо-западе Иранского нагорья). Отложил карательный поход на мамлуков, хотя их султан Баркук не только приютил бежавшего от него Джелаирида Ахмада, но и убил посла, отправленного требовать выдачи беглеца. Править Иранским (Южным) Азербайджаном поставил Джалал ад-Дина Миран-шаха, а Фарсом – Му‘изз ад-Дина ‘Умар-шайха.
В 1394 г., когда Тохтамыш, оправившись от нанесенного ему удара, завязал сношения с султаном Баркуком и вторгся на юг от Большого Кавказа, двинулся против него на Северный Кавказ. В апреле 1395 г. разгромил его на Тереке и, преследуя его, опустошил Поволжье со Старым и Новым Сараями и Хаджи-Тарханом (ныне Астраханская область). Целенаправленным уничтожая торгово-ремесленные центры и разоряя окружавшие их кочевья, от прямого присоединения земель к северу от Дагестана отказался. Вступил в пределы Верховских княжеств, где сжег Елец, но повернул назад через Рязанское княжество. Осенью, разграбив в Генуэзской Газарии Азак (ныне Азов) и Кафу (ныне Феодосия), нанес чувствительный удар по центрам миссионерства, организованным в Крыму монашескими орденами католицизма, от которого они так и не оправились.
В 1396 г. вернулся в Самарканд, строя планы будущей войны с Баркуком, но рассматривая Османскую империю как дружественную силу. В 1397 г. назначил своего младшего сына Шахрух-мирзу правителем Хорасана, Систана и Мазендерана. В том же году скрепил свои связи с «Золотым родом», заключив брак с одной из дочерей моголистанского хана Хидр-хваджи, Тукал-ханум, а на другой, Малика-ака, женил сначала ‘Умар-шайха, а после его гибели в Леванте – Шахруха.
В 1398 г. строил планы вторжения в Восточную Азию, подготавливая которое выстроил крепость на западе Семиречья, но предпочел нанести удар по Делийскому султанату, государей которого, Туглакидов, обвинил в излишней терпимости к многобожию (ширк) индуизму. В марте – апреле преодолел сопротивление горцев Гиндукуша (т.н. кафиров – предков современных нуристанцев), в августе вступил в Пенджаб и направил на Мултан младшего сына Джахангир-мирзы, Пир-Мухаммад-мирзу, которому поручил управление завоеванными землями. В сентябре опустошил округа вверх по левому берегу Инда и разбил при Панипате Махмуд-шаха Туглака, отбросив его за Ганг. В декабре торжественно принял добровольную сдачу Дели, который вскоре, якобы без его ведома, подвергся полному разграблению (город оправился от разрушений только к концу XV в.).
Пройдя по Индо-Гангской равнине в январе 1399 г., захватил на обратном пути несколько городов и вырезал десятки тысяч пленных, в качестве предосторожности от бунта в тылу. В апреле возвратился в Самарканд с громадной добычей (из рудников Индийского субконтинента на 90 слонах были доставлены самоцветы и редкие породы камня для украшения столичной соборной мечети – джами‘). В сентябре двинулся на Ближний Восток, где расточительность и жестокость Миран-шах-мирзы, усугубленные душевной болезнью, грозили привести к потере Иранского Азербайджана, куда, опираясь на Каракоюнлу, вернулся из Египта Ахмад ибн Увайс. С этого времени рассматривал как будущего наследника старшего сына Гийас ад-Дина Джахангира, Мухаммад-султан-мирзу.
Весной 1400 г., отстранив Миран-шаха от должности и отбросив туркоманов, предпринял карательную экспедицию против Грузинского царства. В августе развязал войну с Османами и Мамлукским султанатом на полуострове Малая Азия, где лояльного ему амира Эрзинджана выбил из этого города Байазид I Йылдырым, который заручился поддержкой мамлукского султана Фараджа и марионеточного халифа (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун). Штурмовал и ограбил сначала Малатью, а затем Сивас, где пощадил мусульманскую половину гарнизона, но заживо похоронил сотни воинов-христиан (насара). Осенью 1400 г. разгромил войско султана Фараджа под стенами Халеба, который отдал на 3-дневное разграбление своей рати, недовольный ответом городских факихов на вопрос, кого из погибших следует признать шахидами – осаждавших или оборонявших.
Зимой 1400/1 г. завладел Хамой, Хомсом и Баальбеком. С боя взял Дамаск, откуда, якобы в отмщение за страдания имамов из Алидов (ал-‘Алавийа), причиненные Омейядами (ал-Амавийун) в первые века хиджры, угнал в Самарканд большинство высококвалифицированных ремесленников, предварительно добившись у дамасских ‘улама’ фатвы с одобрением этого шага. Под тем же предлогом, только с упоминанием Аббасидов и дополнительным мотивом – гибели при осаде своих военачальников – в июле вторично овладел Багдадом, истребив десятки тысяч горожан и разрушив все памятные здания.
Разбив и пленив Байазида I в июле 1402 г. при Анкаре, прошел по Малоазиатскому нагорью до Бурсы, а затем до Смирны (ныне Измир), откуда выбил иоаннитов. Находясь на Анатолийском плоскогорье, оплакал смерть любимого внука Мухаммад-султана и принял изъявления покорности от Фараджа, императора Византии Иоанна VII Палеолога и грузинского царя из династии Багратионов. В 1403 г. вернул восточные вилайеты Османского султаната бывшим удельным князькам – беям, а западные распределил среди сыновей Байазида Йылдырыма как своих подданных. Поставил сыновей Миран-шаха – Абу-Бакра и Умара – управлять соответственно Месопотамией из Багдада и Южным Азербайджаном из Тебриза.
В начале 1404 г. возвратился в Самарканд и, отстроив укрепление близ оз. Иссык-Куль, в декабре созвал хурултай, постановивший поход против китайской императорской династии Мин. Выдвинувшись к Отрару, зимой 1405 г., в лагере у впадения Арыси в Сырдарью, принял Тохтамыша, которому даровал прощение. Тяжело заболев, на смертном одре разделил свои владения между двумя пережившими его сыновьями – Миран-шахом и Шахрухом – и внуками от Джахангира и ‘Умар-шайха, старшего из которых, Пир-Мухаммада, поставил верховным государем. Через 2 месяца после его кончины набальзамированный труп, обернутый в ткани, пропитанные розовой водой и мускусом, был в гробу из эбонита доставлен в Самарканд, где похоронен в мавзолее Гур-Эмир (перс. Гур-и Мир – «Государева Гробница»).
Политическое и культурное наследие
Тимур – Амир Темур-бек – все свое правление осуществлял от имени безвластных потомков Угэдэя, второго сына и преемника Чингис-хана, – ханов Союргатмыша (1370–88) и Султан-Махмуда (1388 – ок. 1402), чьи имена ставились на государственных документах, и только при последнем из них принял султанский титул, который унаследовали его сыновья и внуки. Тогда же его к нему начали официально применять почетное прозвание (лакаб) «обладатель счастливого сочетания созвездий» (сахиб-киран), которое впоследствии станет употребительным на востоке дар ал-ислама (у Сафавидов, Афшаров, Каджаров).
К концу правления Тимура его государство охватывало территории современных Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана, Афганистана, Пакистана, Ирана, большую часть Ирака, Сирии, Турции, Армении, Азербайджана, отдельные районы Казахстана, Китая, Индии. Его походы часто сопровождались ограблением и массовым истреблением жителей завоёванных стран. Не ставя цели борьбы с ахл ал-китаб, они нанесли чувствительные удары по важнейшим очагам сирийских церквей – Мардину и Амиде (ныне Диярбакыр), а также православия на Кавказе. Их беспрецедентную жестокость (тотальное разрушение многолюдных городов, истребление их населения, башни и минареты – манара – из отрубленных голов в Исфахане, Тикрите и др.) отразили и официальные источники, изображавшие ее как проявление гнева Господня за пренебрежение заповедями ислама.
Войско Тимура набиралось как ополчение из оседлого и кочевого населения и строилось по десятичной системе (от десятков до тем – тумэнов), с боевым порядком: центр (гол) – два крыла (джувангар – бурангар) – авангард (манглай). Он лично назначал командиров воинских частей и разрабатывал планы экспедиций, придавая особое значение организации войсковой разведки и рекогносцировки. В 1391 г. было впервые введено членение войска на 7 крупных соединений в прямом подчинении главнокомандующему.
Тимур представлял себя как попечителя о внутренних устоях державы («Ирана и Турана»), с защитой непосредственных производителей – «подданных»-райятов (крестьян-земледельцев, горожан – ремесленников и торговцев) и карателя за нарушение порядка, начертанного свыше. К последним годам его правления относятся крупномасштабные ирригационные сооружений в пограничных районах державы (каналы в Тохаристане, 1398, в Кура-Араксинской низменности, 1401). Современные источники сообщают о многочисленных случаях наказания за лихоимство высших сановников как им самим в Самарканде, так и его сыновьями, правившими в Герате, Ширазе и Тебризе.
Преимущественные отсылки к шариату (шари‘а) в его понимании суннитами (ахл ас-сунна ва-л-джама‘а) сопровождались у Тимура подчеркиванием авторитета чингисидского закона – ясы. Это, как и приверженность к тюрко-монгольской традиции пышных торжеств и пиров с участием султанских жен и дочерей, давало повод многим ‘улама’ обвинять его в следовании скорее Чингису, чем Мухаммаду. Тем не менее, он покровительствовал знатокам фикха и суфийским муршидам, которые, наряду с мастерами слова и художниками, часто сопровождали его в военных походах. Охраняя суннитское правоверие (худа) запретами на занятия логикой и в целом фалсафой, а общественную нравственность – закрытием увеселительных заведений, сам «амир амиров» лишь на смертном одре распорядился, в знак покаяния, разбить пиршественные принадлежности в своей ставке.
Будучи неграмотным, но свободно владея, помимо родного среднеазиатского тюрки (чагатайского), новоперсидским языком, Тимур поощрял науки, не в последнюю очередь, историописание и искусство. Первоисточники сообщают о его прекрасной памяти и глубоком интересе к прошлому, которые позволяли ему прибегать к многочисленным историческим примерам в речах, произносимых перед сражениями. Ибн Халдун пересказывает свою беседу с ним под стенами Дамаска, в которой «Таймур» демонстрирует недюжинную эрудицию. Анекдоты, сложившиеся, судя по всему, уже в начале XV в., приписывают ему остроумные беседы с поэтами Хафизом и Ахмеди. Особое внимание он проявлял к архитектуре, грандиозными памятниками которой, по его указанию (мечети – масджид, медресе – мадраса, мавзолеи), украсились города Мавараннахра, в частности, Самарканд (средняя группа комплекс Шахи-Зинда, соборная мечеть Биби-Ханым, усыпальница Сарай-Мулк и др.) и Кеш (дворец Аксарай). Этому в немалой степени способствовало целенаправленное и принудительное переселение сюда интеллектуалов (ученых, богословов, поэтов) и мастеров (зодчих, строителей, садоводов) из таких центров, как Тебриз, Багдад и Дамаск.
Источники о жизни и деятельности Тимура
Составлявшаяся по распоряжению Тимура на тюрки уйгурским письмом «Ханская летопись» (Тарих-и Хани) не сохранилась. Поэтому первоисточниками для его биографии служат «Дневник похода в Индию» (Рознама-йи газават-и Хиндустан) и «Книга торжества» (Зафар-нама), составленные еще при его жизни придворными – уроженцем Йезда Гийас ад-Дином ‘Али ибн Джамал ал-Исламом и тебризцем маулана Низам ад-Дином Шам-Газани, соответственно. Их материалы, помимо прочих, использовали авторы, писавшие при ранних Тимуридах, – прежде всего, земляк Гийас ад-Дина ‘Али, Шараф ад-Дин, в «Книге торжества» (Зафар-нама) и гератцы Хафиз-и Абру в «Своде летописей» (Маджма‘ ат-таварих) и ‘Абд ар-Раззак Самарканди в «Восхождении двух счастливых светил и слиянии двух морей» (Матла‘ ас-са‘дайн ва-маджма‘ ал-бахрайн).
Начиная с Шараф ад-Дина Йезди хронисты поздних Тимуридов (в т.ч. Мирхванд и Хвандамир) возводят родословную своего героя, «обретающегося в райском саду» (джаннатмакан), через его отца Тарагая, деда Буркуля и прадеда Илангира к Карачару, главнокомандующему вооруженными силами при Чагатае, а от него через родоначальников племени барулас, Эрдемчу и Хаджули, к Тумбинай-сэчену – общему предку Чингисидов и Тимуридов. В отличие от этих панегирических сочинений на классическом новоперсидском, важнейший памятник на арабском языке, «Чудеса предопределения в Тимуровых злоключениях» (‘Аджа’иб ал-макдур фи нава’иб Таймур) сирийца Ахмада ибн Мухаммада ал-‘Аджами (Ибн ‘Арабшаха ад-Димашки), представляет завоевателя в резко отрицательном свете, приписывая ему низкое происхождение (сын пастуха), безнравственность (разбойник) и безбожие.
Весьма важны свидетельства современников-христиан, в т.ч. «История Тимура-Ленка его преемников» армянского церковнослужителя Товмы Мецопеци, «Записки» немецкого наемника Иоганна Шильтбергера, «Деяния» французского дипломата маршала де Бусико и «Дневник» кастильского посла Р. Гонсалеса де Клавихо. К документальным источникам, помимо списков официальных грамот и переписки Тимура с Байазидом, сохраненным в османском письмовнике (Мунша’ат ас-салатин) Феридун-бея, относится, наряду с письмом, отправленным королю Кастилии Энрике III вместе с Клавихо, послание французскому королю Карлу VI, составленное по-новоперсидски через неделю после Анкарского сражения (июль 1402), где адресата приглашался к поощрению восточной торговли (ныне в Музее истории Франции).
При Великом Моголе Джахангире по-персидски были составлены «Тимуровы уложения» (Тузукат-и Темори), со включением подложных «Распоряжений и совещаний» (Тадбирха-у кингашха). Эти якобы автобиографические «изречения» (малфузат) были открыты в 1637 г. при наследнике Джахангира, Шах-Джахане, и в романическом духе идеализируют родоначальника династии: в детстве он под строгим надзором отца он учится у прославленного саййида Кулала и осваивает Коран (Кур’ан), а в юности, руководя удалыми набегами, привлекает все более многочисленных сторонников, из которых постепенно складывается его окружение. «Тимуровы уложения», несмотря на высказывавшиеся уже в XVIII в. сомнения в их подлинности, широко использовались европейской (и вслед за ней – российской) историографией вплоть до XIX в.
Скудные описания очевидцами внешности Тимура в целом совпадают с результатами обследования костных останков при вскрытии в 1942 г. его гробницы советскими археологами. На основе последних М.М. Герасимова реконструировал облик покойного: рост выше среднего, крепкое телосложение с сильно развитой мускулатурой, крупная голова с большим лицом уплощенного профиля, но сравнительно высокой переносицей (характерное для южносибирской расы), рано поседевшие рыжевато-каштановые волосы, явные следы увечий кисти руки (возможно, имевшее также естественное происхождение) и колена. Портретный канон «Тимура Гуругана», сложившийся в школе миниатюры книжной при Могольской империи, условен и исторически недостоверен.
«Тамерлан»: Тимур в Европе Нового времени (16 – 19 вв.)
Видение Тимура в массовом сознании европейцев 16 – 17 вв. предопределили очерки и справочные пособия эрудитов Возрождения: Лаоника Халкокондила, Матвея из Мехова, позднее – испанца П. Мехии, немцев И. Камерария и И. Леунклавия, итальянца Л. Соранцо. Важной вехой послужила «Жизнь великого Тамерлана, императора скифов» П. Перондини (1553), вскоре переведенная с латинского на итальянский, французский и английский, и вдохновившая К. Марло на написание драмы «Тамерлан Великий» (1586).
На дальнейшее осмысление образа завоевателя существенно повлияла «История великого Тамерлана, где описаны встречи, битвы, сражения, осады, нападения, набеги, взятия городов и крепостей, обороняемых и захватываемых многочисленными военными хитростями, которые он вел и осуществил на протяжении своего сорока или пятидесяти лет своего царствования. С прочими наставлениями на случай войны, которыми не следует пренебрегать тем, кто хочет постичь бранную науку», извлеченная Ж. дю Беком Креспеном (1595) «из древних памятников арабов», в т.ч. апокрифического сочинения некоего Альхазена. Уже в 1597 г. У. Понсонби перевел ее с французского на английский, сделав доступной для С. Пёрчаса в его своде «Паломники Пёрчаса» (1614), популярность которого в большой мере сформировало миф о «татарском воителе» в раннее Новое время.
В 1701 г. псевдоисторическая трагедия англичанина Н. Роу «Тамерлан» использовала образы Тимура (положительный) и Байазида (отрицательный) как аллегорию противоборства Вильгельма III и Людовика XIV. В 1724 г. Г.Ф. Гендель, а в 1730 г. – Н.А. Порпора создали одноименные оперы, ставшие шедеврами музыки барокко, а в 1735 г. тот же сюжет избрал для своего творения («Баязет») А. Вивальди. Успех «конной драмы» М. Льюиса «Тимур Татарин» (1811) превратил Железного Хромца в один из заметных персонажей литературы романтизма. Драмы Марло и Льюиса послужили источником вдохновения для поэмы Э.А. По «Тамерлан» (1827).
Лит.: Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию / Пер. с перс. А.А. Петрова. М., 1958; Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) / Пер. со староисп. И. С. Мироковой. М., 1990; Шараф ад-дин Али Язди. «Зафар-наме» − Книга побед амира Тимура / Пер. со староузб. А. Ахмедова. Ташкент, 2008.
Лит.: Муминов И.М. Роль и место Амир Темура в истории Средней Азии. Ташкент, 1968; Нагель Т. Тимур-завоеватель и исламский мир позднего средневековья / Пер. с нем. Л.И. Ясинской. Ростов н/Д., 1997; Ру Ж.-П. Тамерлан / Пер. с фр. Е.А. Соколова. М., 2008; Aka İ. Timur ve Devleti. Ankara 1991; Manz B. F. The Rise and Rule of Tamerlane. Cambridge, 1989.
Кораев Т.К.