Торандж – декоративный узор, выступающий в качестве центрального элемента орнамента на различных предметах искусства исламских стран.
Торандж (от пехлевийского vātrang) – это название плода из рода цитрусовых (на русский часто переводят как «бергамот») овальной формы с продолговатыми концами. Ещё это слово имеет значение «складка» или «изгиб» [1].
Использование термина «торандж» для обозначения художественных элементов, визуально напоминающих этот плод, в изобразительном искусстве известно как минимум с 11 века хиджры/17 века н.э. [2]. В наши дни так называют центральную геометрическую или негеометрическую фигуру в некоторых предметах искусства, которая может вовсе не иметь визуальных сходств с бергамотом [3].
Как правило, торандж представляет собой крупное самостоятельное изображение в центральной части произведения искусства в окружении растительных, цветочных, антропоморфных, зооморфных орнаментов, арабесок, а иногда также каллиграфических надписей, выполненных разнообразными шрифтами [4].
Орнамент под названием лачак-торандж часто встречается на различных предметах искусства Ирана исламского периода. Им украшали ковры, гилимы, плоскую металлическую посуду (подносы), переплёты, страницы иллюминированных рукописей, изразцы, лепнину, скульптуры, ткани (например, изделия в технике каламкари или сузане) и другие вещи с прямоугольной поверхностью. Из-за частого использования узор стал называться «национальным орнаментом иранцев» [5]. Основной мотив этого орнамента представляет собой один большой медальон в центре, два медальона меньшего размера (именуемые «сарторанджами») по краям от основного, четыре элемента размером в четверть основного по углам («лачак») и иногда две половины медальона («полуторанджи») в верхней и нижней частях композиции [6].
Использование торанджа в украшении переплётов и изменения в его изображении имели большое значение, и некоторые исследователи связывают появление орнамента лачак-торандж в ковроткачестве с этими процессами [7].
Мозаики раннехристианского периода с обложками, имеющими центральный орнамент в виде заостренной арки и четырьмя элементами по углам, а также коптские кожаные обложки с тиснением в форме креста в центре оказали влияние на формирование центральных орнаментов в раннеисламской книжной декоративной традиции [8]. Композиции с одним центральным и четырьмя угловыми элементами существуют с конца 3 в.х./9 в. н.э. После ряда структурных изменений такие орнаменты стали использоваться в декорировании переплётов на территориях исламских стран и обрели доминирующее значение в этом ремесле [9].
Узор торанджа появляется в упрощенном виде с 6-7 в.х./12-13 в. н.э. [10] и встречается на обложках книг с конца 7 и на протяжении 8 века хиджры. Обложка рукописи «Манафи’-и-л-хайаван» (694-699 г. х./1294-1298 г. н.э.) имеет одно из самых древних изображений орнамента лачак-торандж [11]. О распространении этого орнамента свидетельствуют и другие книги, созданные в Иране и других исламских странах в 8 в.х. [12].
С 9 в. х./15 в. н.э. на обложках появляются более сложные варианты орнамента лачак-торандж. Среди наследия иранского искусства впервые обнаруживаются детально проработанные и изящные изображения торанджа, украшенные фигурами людей и фантастических животных. Некоторые из работ следуют иранской традиции, а другие включают элементы, позаимствованные из китайского искусства [13]. Обложки украшали этими изящными орнаментами вплоть до современности [14]. С 10 в. х./16 в. н.э. сохранились штампы в форме торанджа, которые были известны как «печать торандж» [15].
Использование торанджа в ковроткачестве впервые фиксируется на предметах конца 9 в.х. [16]. На немногочисленных сохранившихся коврах, относящихся к концу 9 в.х., большой медальон занимает почти всю ширину изделия [17]. В эпоху Сефевидов ковры с лачак-торанджем получают широкое распрстранение и этот орнамент становится одним из самых популярных в ковроткачестве Ирана [18]. Сейчас торандж и лачак-торандж применяют в большинстве регионов Ирана, где распространено ковроткачество. Даже на кочевнических и деревенских коврах с геометрическими орнаментами появляются геометрические торанджи в форме ромба, квадрата, прямоугольника [19].
Узор торандж использовали и в иллюминированных рукописях. Обычно медальон располагался на обратной стороне первого листа, а внутри и в обрамлении находился текст, написанный золотым цветом или белилами [20]. Более того, в колонтитулах, заголовках сур и на полях некоторых экземпляров Корана с 5 в.х. встречаются изображения продолговатых торанджей с плавными контурами [21]. В последующие столетия эти медальоны рисовали в разных формах и расположениях на полностью позолоченных и украшенных страницах [22].
На металлической посуде разных веков также встречаются орнамент торандж: в виде ленточного узора на кайме сосудов или на самих поверхностях вместе с другими декоративными элементами. На изделиях 6-8 в.х/ 14-16 в. н.э. имеются торанджи с антропоморфными мотивами [23].
В архитектурном декоре, помимо изразцов и лепнины, торанджи в виде неправильного ромба присутствуют в узорах «гирих» и потолках, украшенных методом «карбанди». Обычно они имеют заострённую или наоборот плавную форму и обрамляют изображение солнца на вершине купола мечети [24].
Ранние периоды
Торандж сильно трансформировался со временем из-за частого применения и разнообразия художественных стилей. Наиболее завершенные формы торанджа встречались в эпоху Тимуридов и Сефевидов. В то время его изображали с волнистым внешним контуром и медальонами по краям [25], а на некоторых произведениях искусства торанджи повторялись в двух направлениях, образуя узор, напоминающий орнамент «банд-е Руми» [26]. Иногда внешние линии орнамента рисовали в виде стеблей и листьев: они располагались то близко, то далеко друг от друга, образуя сложные узоры из торанджей [27].
На керамической и металлической посуде из завитков арабесок и переплетенных стеблей порой возникали самостоятельные медальоны, расположенные один за другим [28]. Начиная со 2-3 в.х./ 8-9 в.н.э. такие орнаменты появились на резных деревянных панелях мечетей Купола Скалы и Аль-Акса [29], а также на резном мраморном михрабе Великой мечети ал-Мансура в Багдаде [30]. Где-то торандж самостоятельно занимает целую панель, а в некоторых местах образуется из переплетений растительных орнаментов [31]. С эпохи Омейядов (начало 2 в.х.) сохранились каменные рельефы мечети Купола Скалы, основными мотивами которых были торанджи, сформированные из сближающихся стеблей [32]. Такие же орнаменты были обнаружены на металлических изделиях 1 в.х./ 7 в.н.э [33][34]. Подобные изображения также можно было увидеть в Самарре [35][36].
В искусстве Ирана доисламского периода тоже встречаются подобные орнаменты: в древней крепости в Керманшахе [37], на металлической посуде эпохи Сасанидов [38] и даже на более ранней сасанидской и парфянской керамике [39], на рельефе с изображением парфянина в Пальмире. Можно предположить, что изображение торанджа восходит корнями к очень древним узорам из переплетённых растений.
Литература:
Мухаммад Падишах, Анандрадж, под редакцией Мухаммада Дабирсияги, Тегеран, 1335 г.х.; Мехди Бахрами, Тадвин-е Кор’āн ва макāм-е āн дар тāрих, Рāхнемāи-йе ганджине-йе Кор’āн, 1328 г.х.; Мехди Баяни, Фехрест-е Кор’āнхā ва кат’āти аз Кор’āн-е маджид; у него же Кетабшенāси-йе кетāбхā-йе хатти, под редакцией Хоссейна Махбуби Ардакани, Тегеран, 1353 г.х.; Сирус Пархам, Дастбāфтхā-йе ‘ашāйери ва рустā-йе Фāрс, Тегеран, 1364 г.х.; у него же Шāхкāрхā-йе фаршбāфи-йе Фāрс, Тегеран, 1375 г.х.; Али Реза Джазби, приложение 5 к Ресāле-йе тāк ва аздж-е Гиāс-ад-Дин Джамшид Кāшāни, Тегеран, 1366 г.х.; Заки Мохаммад Хасан, Аль-Фунуну-л-Ира̄нийа фи-л-‘Асри-л-Исла̄ми, Бейрут, 1401 г.х.; Мохаммад Хасандуст, Фарханг-е рише шенāхти-е забāн-е фāрси, под редакцией Бахмана Саркарати, Тегеран, 1383 г.х.; Абу Бакр Сирадж-ад-Дин, Рава̄’и‘у фанни аль-хатти ва ат-тазхиби ль-Кур’а̄ни, Каир, 2005 г.; Ахмад Сафиани, Сина̄‘ату тасфӣри-л-Кутуби ва халли-з-Захаби, под редакцией П.Рикара, Каир, 1918 г.; Асгар Шэ‘рбаф, Герех ва кāрбанди, Тегеран, 1361 г.х.; Шише, маджму‘э-йе марз-е бāзаргāн, под редакцией Хелен Али Акбар Заде Корд Махини, Тегеран, 1373 г.х.; Саид Фалахфар, Ва̄жеха̄-йе ме‘ма̄ри-йе соннати-йе Ира̄н, Тегеран, 1379 в.х.; Кази Ахмад Коми, Голеста̄н-е хонар, под редакцией Ахмада Сахили Хонсари, Тегеран, 1366 г.х.; Ахмад Гольчин М’ани, Рāхнемāи-йе ганджине-йе Кор’āн, Мешхед, 1347 г.х.; Толковый словарь Деххода; Наджиб Майель Херави, Кетāбāрāи дар тамаддон-е эслāми, Мешхед, 1372 г.х.
Atil, E. et al., Islamic Metalwork in the Freer Gallery of Art, Washington, 1985; Bahrami, M., Gurgan Faiences, Tehran, 1988; Brend, B., «The Arts of the Book», The Arts of Persia, New Haven, 1989; Creswell, K. A. C., Early Muslim Architecture, New York, 1979; Dimand, M. S., A Handbook of Muhammadan Art, New York, 1958; id, Oriental Rugs in the Metropolitan Museum of Art, New York, 1973; Edwards, A. C., The Persian Carpet, London, 1962; Erdman, K., Seven Hundred Years of Oriental Carpet, ed. H. Erdmann, tr. M. H. Beattie and H. Herzog, London, 1970; Ettinghausen, R., «Abri Painting», «The Covers of the Morgan Manāfiª Manuscript and Other Early Persian Bookbinding», «Originality and Conformity in Islamic Art», «A Signed and Dated Seljuq Qur’an», Islamic Art and Archaeology, Collected Papers, eds. M. Rosen-Ayalon et al., Berlin, 1984; id, «Illumination», A Survey of Persian Art, vol. V, ed. A. U. Pope, Tehran, 1967; Fehérvári, G., Ceramics of the Islamic World in the Tareq Rajab Museum, London, 2000; Ford, P. R. J., Oriental Carpet Design, London, 1989; Gratzl, E., «Book Covers», A Survey of Persian Art, vol.V, ed. A. U. Pope, Tehran, 1967; Haldane, D., Islamic Bookbinding in the Victoria and Albert Museum, London, 1983; James, D., Qur’ans and Bindings from the Chester Beatty Library, London, 1980; Keal, E., «Parthian Art», The Arts of Persia, New Haven, 1989; Lings, M., The Quranic Art of Calligraphy and Illumination, Westerham, 1976; Melikian-Chirvani, A. S., Islamic Metalwork from the Iranian World 8th-18th Centuries, London, 1982; Pope, A. U., A Survey of Persian Art, Tehran, 1976, vol. II; Richard, F., Splendeurs Persanes, Manuscrits du XIIe au XVIIe siècle, Paris, 1997; Sakisian, A., «La Reliure dans la Perse occidentale, sous les Mongols, au XIVe et au début du XVe siècle», Ars Islamica, New York, 1968, vol. I; Spuhler, F., Oriental Carpets in the Museum of Islamic Art, Berlin, tr. R. Pinner, London, 1987; Vanden Berghe, L., Archéologie de l’Iran ancien, Leiden, 1959.
Фариба Эфтехар