Х̣АДӢС̱ (мн. ч. ах̣а̄дӣс̱; «новость», «известие», «рассказ») — хадис; хадисы — предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Состоит из двух частей: собственно информационной, называемой матн, и иснада — перечисления людей, передававших друг другу текст матна из поколения в поколение. Синонимы X.— асар (мн. ч. асар, чаще всего — предание, восходящее к сподвижникам пророка) и хабар (мн. ч. ахбар).
Х. считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама. Именно X. стали средством приспособления ислама к новым социальным и идейным ситуациям, которые возникли после мусульманских завоеваний и возникновения Халифата.
С середины VII в. составлялись тематические сборники X. (мусаннаф) и сборники, объединявшие вместе X. от одного передатчика (муснад). Наиболее авторитетными сборниками X. считаются у суннитов: 1) ал-Джами‘ ас-сахих, или, сокращенно, ас-Сахих ал-Бухари ‘ (ум. в 870 г.); 2) ал- Джами‘ ас-сахих Муслима (ум. в 875 г.); 3) Китаб ас-сунан Абу Да’уда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.); 4) ал-Джами‘ ал-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); 5) Китаб ас-сунан ан-Наса’и (ум. в 915 г.); 6) Китаб ас-сунан Ибн Маджи (ум. в 886 г.). Большой популярностью пользуется также Муснад Ибн Ханбала (ум. в 855 г.).
Наряду с X., касающимися религиозных, правовых и Этических аспектов жизни общины, существовали «исторические» X., ставшие основой сиры — жизнеописания Мухаммада. Выделяется также категория X.-прорицаний, предсказывающих различные политические события и связанные с ними бедствия. Особая категория X. вкладывает в уста Мухаммада перечисление достоинств представителей различных арабских племен и жителей разных областей мусульманского мира (фада’ил). Особое место занимают ал-Х. ал-кудси — высказывания, входящие в своды X., но считающиеся словами Аллаха, а не Мухаммада.
В мусульманской науке сложилась особая дисциплина исследования X.— выявление степени достоверности X. через критику надежности иснадов. Были созданы -специальные сочинения, посвященные передатчикам’ X. Сложилась система оценки степени достоверности X. со своими специфическими критериями и терминологией. Люди, занимавшиеся сбором и критикой X., назывались мухаддисами. Они составляли значительную часть мусульманских ученых в первые века ислама. Мухаддисы стали главными носителями традиционалистской мусульманской идеологии, противостояли попыткам рационалистического толкования основ религии (см. ал-му‘тазила, калам). Сбор X. был главным содержанием путешествий в поисках знания, составлявших характерную черту средневековой мусульманской культуры. X.—важная часть аргументации любого научного труда; используются также в качестве популярных афоризмов и поговорок.
Значительная часть X. действительно отражает реальные события и ситуации эпохи зарождения ислама. Однако большая их часть связана с последующими этапами развития религиозной системы ислама. Авторитетом X. освящались все новые, складывавшиеся в исламе принципы, новые аспекты религиозной, правовой, бытовой и административной практики. В среде враждовавших течений ислама складывались X., подтверждавшие правоту именно этого течения. В форме X. в ислам вошли многие элементы культурного и идейного наследия принявших ислам народов. Таким образом, X. являются важным памятником разных этапов развития ислама. В новейшее время дискуссия о степени достоверности X. стала частью модернистского движения в исламе; защита достоверности X. от критических нападок востоковедов — один из любимых мотивов сочинений современных мусульманских традиционалистов.
Лит-ра: Петрушевский. Ислам, 123—131; Прозоров. Шиитская историография, 23—29; MSt, 2; GAS, 1, 51—84; G. Juynboll. The authenticity of the tradition literature: Discussions in moderne Egypt. Leiden, 1969; он же. Muslim tradition: Studies in chronology, provenance and authorship of early hadith. Cambridge, 1983; J. Robson. Hadith.— EI, NE, 3, 24—30.
К.А.Бойко