Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться») — присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул ан-на‘ит би-л-ман‘ут); г) духа в теле (хулул ар-рух фи-л-бадан). Истинным X. признавали такое соединение двух вещей, когда бытие одной становится бытием другой. У мусульманских богословов X. наряду с термином иттихад (соединение [с богом]) часто обозначал воплощение божества в человеке и ассоциировался с аналогичными христианскими учениями, которые довольно рано привлекли интерес мусульман и стали одним из главных объектов антихристианской критики.
Приверженцами X. в исламе мусульманские доксографы считали «крайних» шиитов, проповедовавших обожествление ‘Али, и некоторых суфиев. Признание возможности воплощения «вечного в преходящем» (ал-кидам би-л-хадас), божества в душе мистика, было основным пунктом обвинения против суфия ал-Халладжа, которого не спасло и то, что он старался избегать этого термина в своих высказываниях и сочинениях. Последователи ал-Халладжа (ал-халладжийа), согласно ал-Багдади и ал-Худжвири, почитали его как воплощенного бога. Помимо них приверженцами X. считались сторонники Абу Хулмана ал-Фариси ал-Халаби (X в.) — ал-хулманийа, полагавшие, будто бог воплощается в красивых предметах и существах, обладающих «прекрасной внешностью», которым следует поклоняться. Им, как и другим хулулитам (ал-хулулийа), приписывали веру в переселение душ (танасух, интикал ан-нуфус). Среди шиитских общин, проповедовавших воплощение бога, или божественного духа (рух илах), в ‘Али или в своих вождях, были сабаиты, мугиригы, хаттабиты, муканна‘иты, каййалиты, нусайриты и др.
Одиозный характер концепций X. и иттихад заставлял суфиев, видевших конечную цель мистика в единении с богом, прибегать к разного рода иносказаниям и намекам, понятным только посвященным. Обвинений в X. не избежали и суфии — сторонники учения о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Известный ханбалитский богослов Ибн Таймийа называл это учение «абсолютным воплощением» (ал-хулул ал-мутлак). Такое мнение оспорил симпатизировавший суфизму шиитский мыслитель XIV в. Хайдар Амули, который отмечал, что как X., так и иттихад предполагают наличие по меньшей мере двух взаимодействующих сторон — «воплощающейся» (халл) и ее объекта (махалл), тогда как, согласно доктрине вахдат ал-вуджуд, бытие по своей сущности едино и потому не может воплощаться в самом себе. Оно лишь является в различных образах (мазахир), создавая иллюзию множественности.
Мусульманские противники мистицизма продолжают прибегать к обвинению в X. его адептов и по сей день.
Лит-ра: al-Hujwiri. Kashf, 260—265; ал-Багдади. Ал-Фарк, 241 — 250; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 153 —165, 186, 236—237; ат-Таханави. Кашшаф, 382—385; Акбар ал-Халладж, Х 1; Ибн ал-Джаузи. Талбис, 169—174; Amoli. La philosophie, 217—218, Index; М. Хилми. Ибн Таймийа ва-т-тасаввуф. Александрия, 1982, 238—262; Massignon. Passion, Index; он же. Ana al-Haqq, 250—257; L. Massignon — G. C. Anawati. Hulul.— EI, NE, 3, 590—591.
А.Д.Кныш