АР-РАШИД («Идущий прямым путем»; собственное имя – Абу Джа‘фар Харун б. Мухаммад ал-‘Аббаси ал-Хашими; в русской литературе часто – Гарун-аль-Рашид; 20.III.763 или 15.II.766, Рей – 24.III.809, Тус) – 5-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 786 – 809). Отец – халиф Мухаммад ал-Махди. Мать – ал-Хайзуран, дочь ‘Ата’ (предположительно, уроженца Табаристана – горной части современного остана Мазандеран в Иране), маула джураш – арабского племени в Йемене (откуда прозвище ал-Джурашийа), наложница (джарийа), с 764/5 г. – умм ал-валад, с 776 г. – вольноотпущенница и полноправная жена халифа.
Получил образование, основанное на изучении сунны и фикха (их ему преподавал Малик б. Анас), Корана (ал-Кур’ан), преданий первых веков хиджры, доисламской (джахилийской) поэзии и музыки. Его обучением в Городе мира (Мадинат ас-Салам, позднее Багдад) руководил Абу ‘Али Йахйа б. Халид из семейства Бармакидов (ал-Барамика). В молодости его, помимо Абу ‘Али Йахйи б. Халида ал-Бармаки, опекали такие вельможи, как ар-Раби‘ б. Йунус – главный сановник двора (хаджиб) халифа ал-Махди, ‘Иса б. Муса, Хасан б. Кахтаба и ‘Абд ал-Малик б. Салих. Их окружали многочисленные клиенты-«вольноотпущенники» (маула) и евнухи-«скопцы» (хаси) различного происхождения, а за ними стояла ал-Хайзуран б. ‘Ата’ ал-Джурашийа.
14 сентября 786 г. стало «ночью трех халифов»: смерти Мусы ал-Хади, воцарения Харуна ар-Рашида и рождения ‘Абдаллаха ал-Ма’муна. Ал-Хайзуран ал-Джурашийа сохраняла решающее влияние на нового «повелителя верующих» до самой своей кончины в 789 г. С 788 г. Дальний (Западный) Магриб окончательно обособился под властью Идрисидов (Бану Идрис). В долине Нила поборы, взимаемые наместником (вали) Исхаком б. Сулайманом на содержание войска, отправленного на усмирение Ближнего (Восточного) Магриба (или Ифрикии), и общая слабость администрации Халифата (ал-Хилафа) привели к крупномасштабным выступлениям в 788 г. и особенно в 794 – 795 гг., для усмирения которых сюда был направлен Харсама б. А‘йан.
По Иранскому плато и Месопотамской низменности в середине 790-х гг. прокатывались массовые движения под знаменами гетеродоксальных («еретических») направлений ислама. Гитриф ал-Джураши, брат ал-Хайзуран б. ‘Ата’, которого Абу Джа‘фар Харун б. Мухаммад ар-Рашид в 791 г. назначил вали Хорасана, Систана и Джурджана (по сути, всех восточноиранских земель), не справился со сложившейся ситуацией и уже через 2 года был отставлен. В Северном Двуречье (Джазира) халифский полководец Йазид б. Мазйад аш-Шайбани в 794 – 795 гг. положил активности хариджитов (ал-хаваридж), разбив и убив их вождя Валида б. Тарифа ат-Таглиби при Хите, но в Систане деятельность Хамзы б. Азарака, выступившего в окрестностях Буста ок. 795 г., развернулась так широко, что угрожала путям сообщения между Хорасаном и Ираком. Джурджан (ныне остан Голестан в Иране) в те же годы охватило движение «одетых в красное» (ал-мухаммира), близкое к хуррамдинам (хуррамийа).
В Дейлеме (горная часть современного остана Гилян в Иране) в 792 – 793 гг. восстал Йахйа, брат Мухаммада б. ‘Абдаллаха (ан-Нафс аз-закийа) и Ибрахима б. ‘Абдаллаха, которые при ал-Мансуре возглавляли крупнейшие восстания ‘Алидов (ал-‘Алавийа). Прибыв из Медины (ал-Мадина) после разгрома ‘алидского выступления при Фаххе (786 г.), он заручился поддержкой дейлемитских владетелей из династии Джустанидов и развернул здесь проповедь учения шиитов (аш-ши‘а). Получив заверение в безопасности (аман) от ал-Фадла б. Йахйи ал-Бармаки и приняв от него подарки, Йахйа б. ‘Абдаллах удостоился торжественного приема в Городе мира (Мадинат ас-Салам), но через несколько месяцев был клеветнически обвинен в заговоре и брошен в тюрьму. Согласно большинству хронистов, там он и умер ок. 803 г. (скорее всего, заморенный голодом); согласно другим, бежал при пособничестве брата ал-Фадла б. Йахйи, Джа‘фара. Тогда же Харун б. Мухаммад ар-Рашид распорядился схватить еще одного ‘Алида, Мусу б. Джа‘фара ал-Казима (почитаемого имамийа как 7-й имам), который проживал в Медине (ал-Мадина) и при ал-Махди уже подвергался задержанию: теперь его вывезли в Город мира, где он и скончался ок. 799 г. (согласно имамитскому преданию, отравленным).
На п-ове Малая Азия и о-ве Кипр ар-Рашид продолжил войну с Византией. К 797 г. он, для защиты пределов дар ал-ислама от возможных вторжений с ее стороны, объединил укрепленные районы военных округов (джунд) Киннасрин и Джазира в особое наместничество – ал-‘Авасим («Обороняющие»), со столицей в Мембидже (север современной Сирии) – и завершив строительство крепости Хадас, поручил военачальнику-тюрку Фараджу отстроить и укрепить стратегически важный Тарс. Несмотря на самолично возглавляемые им походы 798 и 799 гг., которые он мыслил как джихад (во время них его высокую шапку-калансуву украшала надпись: гази хаджж – «воитель-паломник»), расширить здесь пределы мусульманской державы ему не удалось и пришлось ограничиться взысканием дани. Вместе с тем, полководцы Хузайма б. Хазим и Йазид б. Мазйад смогли разгромить хазаров, которые в 798 г. захватили многотысячный полон из мусульман и христиан Арминийи. Между тем Харсама, покидая Нильскую долину в 797 г., доверил управление Ближним (Восточным) Магрибом Ибрахиму б. ал-Аглабу, в обмен на ежегодные выплаты значительных сумм, а когда тот добился умиротворения мятежного Кайруана, то в 800 г. должность наместника-вали Ближнего Магриба был признана наследственной в его роду.
После определения порядка престолонаследия среди своих сыновей в 802 г. и уничтожения могущества Бармакидов в 803 г., ар-Рашид назначил вазиром ал-Фадла, сына ар-Раби‘ б. Йунуса, который еще ранее унаследовал от отца должность хаджиба. Через него и еще одного своего назначенца, Исма‘ила б. Субайха, «повелитель верующих» рассчитывал отныне успешнее проводить свою волю. После того как Никифор Геник, свергший за год до того Ирину, отправил ему вызывающее послание с требованием вернуть дань, уплаченную императрицей, он вторгся на Малоазиатский п-ов, выжигая все на своем пути, прошел до Гераклеи (Хиракла), которую взял и, навязав выгодный для себя мир, вернулся в Ракку. Однако уже в 804 г. нарушение мирного договора новым императором вынудило его к повторному вторжению, которое увенчалось очередным торжеством.
В 805 г. на берегах р. Лам (ал-Ламус) в Киликии мусульмане и византийцы произвели первый значительный обмен пленными, и ар-Рашид двинулся на Мерв (Марв), встревоженный жалобами на злоупотребления вали Хорасана ‘Али б. ‘Исы б. Махана. Последний поспешил навстречу «повелителю верующих», чтобы торжественно приветствовать его в Рее (ар-Райй) и задобрить щедрыми дарами ему лично, его сыновьям и всей их многолюдной свите. Утвердив хорасанского вали в его достоинстве и приняв изъявления покорности от владетелей Табаристана, халиф вернулся через Мадинат ас-Салам в Ракку.
В 806 г. против ‘Али б. ‘Исы б. Махана открыто восстал в Самарканде Рафи‘ б. ал-Лайс – внук последнего вали Хорасана при Умаййадах (ал-Амавийун), Насра б. Саййара. За ним последовали массы населения Среднеазиатского Междуречья (Ма вара’ ан-нахр – Мавераннахр), но, несмотря на первоначальные успехи ‘аббасидских сил, действовавших против повстанцев, ар-Рашид принял решение заменить ‘Али б. Ису на Харсаму. Вскоре сын ‘Али потерпел поражение, оставив Рафи‘ весь Мавераннахр, а сам вали срочно покинул Балх, оставив свою казну на разграбление горожанам. Тем временем Никифор I Геник разбил и опустошил все приграничье вплоть до Аназарбы и «Черной Церкви» (ал-Каниса ас-сауда’), хотя мусульманский гарнизон Мопсуэстии (ал-Массиса) смог отбить угнанный им многочисленный полон. В ответ ар-Рашид лично повел в Анатолию регулярное войско в несколько десятков тыс. чел. (не считая добровольцев и служащих тыла и обоза), отвоевал Гераклею и превратил Тиану в свою ставку. Его флотоводец Хумайд б. Ма‘йуф высадился на Кипре, откуда вывез многотысячный полон. Никифор, признав свое окончательное поражение, принял гораздо более тяжкие, чем ранее, условия мира. В 807 г. он, тем не менее, смог разбить халифского военачальника Йазида б. Махлада и дать отпор даже назначенному ему на смену Ибн А‘йану.
В 808 г. состоялся второй большой обмен пленными на Ламе. В мае того же года ар-Рашид, для подавления восстаний Рафи‘ и Хамзы, самолично повел из Двуречья войско на Мерв. Однако зимой он тяжело заболел (судя по всему, дизентерией) и умер сразу по прибытии в Тус весной 809 г., в то время как очередной мятеж разгорался в Исфахане.
Способствовав украшению Багдада, Абу Джа‘фар Харун ар-Рашид, однако, посещал его редко, чаще пребывая в ал-Анбаре, а еще чаще – в городах-близнецах ар-Рафика и ар-Ракка («две Ракки» – ар-Раккатан), на стратегически важной переправе через Евфрат в Сирию, где с 796 г. ежегодно зимовал и куда, видимо, собирался перенести столицу. Особым влиянием пользовалась его жена Зубайда б. Джа‘фар, щедро выделявшая средства на благоустройство ряда городов Иранского нагорья и Месопотамии. При нем достигли значительного развития сельское хозяйство, ремесла (текстильное производство, металлургия, открытие первого бумагоделательного завода в Багдаде и т.д.) и торговля (купеческие суда арабов и иранцев достигали южнокитайского Гуанчжоу).
Активная дипломатия Харуна ар-Рашида, которую арабские источники практически не затрагивают, отражена в известиях латинских «Анналов королевства франков» и китайской династийной хроники Тан («Таншу»). «Таншу» упоминает об «Алуне», а «Анналы» – о «сарацинском короле» «персов» «Аароне», который завязал сношения с Карлом Великим: с посольствами 797 и 801 гг. связывались получение особых льгот франкскими паломниками в Иерусалиме (Байт ал-Макдис) и присылка в подарок Карлу ручного слона (первое появление этого животного в Центральной Европе).
Ар-Рашид деятельно покровительствовал арабоязычной интеллектуальной культуре, развивавшей традиции позднего эллинизма: благодаря его патронажу сложилось ядро дворцовой библиотеки с обслуживавшим ее сообществом ученых – «Хранилище премудрости» (Хизанат ал-хикма). При его дворе жили Муслим б. ал-Валид (Сари‘ ал-Гавани) и ал-Хасан б. Хани’ (Абу Нувас) – блестящие представители «дивного стиля» (бади‘) арабской поэзии, ал-Вакиди – один из основоположников мусульманского историописания, Абу Йусуф – крупнейший факих мазхаба ал-ханафийа, Абу Са‘ид ал-Асма‘и – выдающийся критик и филолог, собиратель доисламской поэзии, Бухтишу‘ б. Джурджис – видный продолжатель школы Галена в медицине.
Личность Харуна, ассоциировавшаяся с периодом могущества ‘Аббасидов, за которым последовала «четвертая смута (фитна)» (братоубийственная распря 811 – 813 гг. между ал-Амином и ал-Ма’муном), обросла многочисленными мифами и фольклорными элементами. Авторы X – XI вв. изображают его набожным государем, который якобы совершал на молитвах (салат) по сто коленопреклонений за день и с огромной пышностью ходил в хаджж семь или восемь раз, но не гнушался и такими забавами, как собачьи и петушиные бои, и окружал себя головокружительной роскошью (утварь из благородных металлов, инкрустированная драгоценными камнями; сотни прислужников обоего пола и евнухов; прославленные поэты и певцы, развлекающие за баснословное вознаграждение самого «повелителя верующих», Зубайду, наложниц Гадир, Хайлану и др.). К XII – XIII вв. сложился фантастический образ, отразившийся в «месопотамском цикле» «1001 ночи», где благодушный властелин в поисках приключений с наступлением сумерек гуляет переодетым по Багдаду в компании с вазиром-советником Джа‘фаром, евнухом-палачом Масруром и поэтом-затейником Абу Нувасом. Через переводы и пересказы эпохи рококо он проник в литературу западного романтизма.
Лит.: Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI. М., 1966; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI. М., 1966; Кло А. Харун ар-Рашид и времена «тысячи и одной ночи» / Пер. с франц. А.П. Саниной. СПб., 2012; Glubb J. B. Haroon al Rasheed and the great Abbasids. London, 1976; El-Hibri T. Reinterpreting Islamic Historiography: Harun al-Rashid and the Narrative of the Abbasid Caliphate. New York, 1999.
Т.К. Кораев