ХӮД — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу ‘ад, жившему в области ал-Ахкаф в Аравии. Согласно Корану, X. призвал своих соотечественников поклоняться Аллаху, не гордиться своим благополучием, садами и прочными постройками, помнить о наказании, постигшем народ Пуха, быть богобоязненными, не следовать за царем-тираном; обещал, что тогда Аллах дарует им долгожданный дождь. ‘Адиты сочли X. сумасшедшим и лжецом, за что на них было послано наказание. Они увидели тучу и решили, что она несет им дождь, но она принесла им страшный ветер, который дул семь ночей и восемь дней и унес всех людей, словно вырванные пальмы; на месте остались только жилища. Спаслись лишь X. и те, кто ему поверил (7:65/63—72/70; 11:50/52—60/63; 23:31/32—41/43; 26:123 —140; 41:13/12—16/15; 46:21/20—25/24; 51:41—42; 54:18—21; 69:4—8; 89:6/5).
Коранические рассказы о X. по большей части составляют единое целое с рассказами о наказаниях других народов, не поверивших своим пророкам — Нуху, Салиху, Луту, Шу‘айбу. Стилистически они особенно близки к рассказам об аравийских пророках — Салихе и Шу‘айбе. Все они должны были служить предостережением мекканцам, не верившим Мухаммаду. В рассказах о X. много параллелей с жизнью Мухаммада, содержатся аналогичные мекканским обвинения и возражения Пророку. Эти детали и диалоги расцвечивают собственно аравийское предание, основные мотивы которого содержатся в самых ранних мекканских сурах и упоминаются в доисламской арабской поэзии. Это предание отразило гибель и упадок оседлых государств древней Аравии, скорее всего набатейских центров в Северной Аравии.
В послекоранической литературе легенды о X. получили широкое распространение и значительно обогатились, в частности потому, что комментаторы из йеменцев идентифицировали место жительства ‘адитов, ал-Ахкаф, с Восточным Хадрамаутом, после чего сказания о X. и ‘адитах влились в состав кахтанидского историко-эпического предания и пополнились новыми мотивами— о царе-тиране Шаддаде, о его постройках, в частности Ираме, о молении ‘адитов в Мекке, о даровании им дождя. Согласно одному из вариантов легенды, бытующему в Хадрамауте, Аллах спас преследуемого язычниками X., открыв ему проход в скале, который затем почти полностью закрылся, а его верблюдица превратилась в каменную глыбу. Место, где X. вошел в скалу, называется Кабр X., оно находится в восточной части долины Хадрамаут (НДРЙ) и является объектом ежегодных паломничеств со всех концов Южной Аравии.
Лит-ра: Ибн Хишам. Тиджан, 38—56; ат-Табари. Та’рих, 1, 231 — 244; он же. Тафсир, 8, 152—157, 12, 35—38; ас-Са‘лаби. Кисас, 35—38; ал-Киса’и. Кисас, 102—110; ал-Байдави. Тафсир, 1, 330—331, 437—438, 2, 56—57; Speyer. Erzählungen, 118—119; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 398; Paret. Kommentar, 163, 236—237, 447; A. J. Wensinck — (Ch. Pellat). Hud.— EI, NE, 3, 537—538; Fr. Buhl. ‘Ад. — Там же, 1, 169; G. Rentz. Al-Ahkaf. — Там же, 257.
М.Б.Пиотровский