Чиле агач («дерево чиле») — один из наиболее характерных атрибутов святых мест Туркменистана и элементов ритуала паломничества к ним. Чиле (от перс. чель/чиль — «сорок») — традиционное сорокадневье после рождения ребёнка, в течение которого, по суеверным представлениям, роженица и новорождённый более всего могут подвергнуться воздействию злых духов и сглаза. Традиционно различают два вида чиле: краткое (кичи чиле) — период, длящийся после рождения ребёнка 7 или 20 дней, и полное (улы чиле) — 40 дней. Краткое чиле считается наиболее важным и требующим особо неукоснительного соблюдения основных запретов-табу.
Как свидетельствует сравнительная этнография, подобного рода представления были широко распространены у многих народов. В Средней Азии, Иране и ряде сопредельных регионов их истоки, очевидно, уходят к сохранившимся и в исламский период зороастрийским представлениям о ритуальной «нечистоте» женщин после родов в течение первых 40 дней. Отсюда же исходит древнее суеверное представление о том, что слабость и физическая «нечистота» женщины (и ребёнка) в этот период, некая скверна может перейти на другого человека или предмет, соприкасавшиеся с ними, и сделать их тоже слабыми и «нечистыми», т.е. своеобразными табу (такое воздействие у туркмен называется чиле дюшди, досл. «попало чиле»). Поэтому существовал и в значительной степени ещё существует ряд традиционных запретов (называется цифра 40), нарушение которых может привести к отрицательным последствиям для обеих сторон. Главными из них были следующие. В дом, где имеется роженица и новорождённый до 40 дней, нельзя вносить сырое мясо, рыбу, яйца (мясо же животных, зарезанных в самом доме, пока его не сварят, следует отнести соседям); нельзя ходить друг к другу родителям, особенно матерям, детей, одновременно находящихся в периоде чиле; нельзя бывать в местах, где пролита кровь зарезанных или окотившихся животных; находиться в доме, мимо которого проходит похоронная процессия; вступать в интимные отношения с супругом и т.п. Считается, что нарушение одного из этих запретов может стать причиной многих младенческих заболеваний, особенно кожных, столь частых в жарком климате Туркменистана. С другой стороны, например, для охотника или рыбака нарушение вышеназванного запрета на мясо или рыбу может привести к неудачам в охоте и рыбной ловле или даже несчастному случаю.
Соблюдать все предписанные запреты-табу в течение сорока дней весьма непросто, поэтому вековыми традициями туркмен был выработан и ряд магических приёмов, способствующих якобы досрочному прекращению срока чиле. Вот некоторые из них: если мать с ребёнком на руках трижды пройдёт перед похоронной или свадебной процессиями; если женщины, находящиеся в чиле, обменяются друг с другом шнурками (учгур) от своих шаровар или горстью соли; если женщина бросит на тропинку, по которой ходят люди, семь ниток разного цвета, чтобы на того, кто первым наступит на них, и перешло бы чиле. Есть и ещё более экзотические варианты: так, на голову следует положить послед окотившейся овцы, а затем обмыться, и т.п.
Наконец, если, как считают, чиле, т.е. некая скверна, всё-таки попала, следовало отправиться на одно из популярных святых мест. Совершив там молитву Аллаху и попросив святого, с которым связано данное святилище, о помощи, трижды пролезть под Ч. а. Последнее может представлять собой самые различные варианты: от живого дерева, образующего у земли арку полуметровой высоты (святилище Билал-бабá, Дейнауский этрап), до сухого искривленного бревна-коряги (святилище Намазгах у сел. Багир, Ашхабадский этрап). В основном же, по нашим наблюдениям, это просто вкопанные в землю два столбика метровой высоты, на развилки верхних концов которых кладётся небольшая жердь. Впрочем, в некоторых случаях название Ч. а. носит чисто символический характер, поскольку дерево как таковое отсутствует. Например, на популярном святилище Ших Алов в вышеупомянутом сел. Багир функцию Ч. а. ещё в недавнем прошлом исполняло отверстие в глинобитном дувале, примыкавшем к мавзолею, а у святилища Сейид Джемал (сел. Анау) — подземный Г-образный ход. Пролезать под Ч. а. женщины обычно стараются вместе с больными детишками, причём, как правило, более старшего возраста, чем сорокадневные новорождённые. Считается, что подобного рода ритуальное пролезание должно снять последствия чиле, очистить от скверны и болезней. С той же целью возле Ч. а. оставляют детскую одежду, иногда игрушки и иные предметы.
Лит-ра: Г.Плосс. Женщина в естествоведении и народоведении. Т. 2. СПб., 1900, 10–12; Л.Менье. История медицины. М., 1926, 2; Д.Фрэзер. Золотая ветвь. Вып. 1. М.–Л., 1931, 240–241; С.М.Демидов. Пережитки доисламских верований среди туркмен // Религиозные пережитки и пути их преодоления в Туркменистане. Аш., 1977, 142–145; он же. Чиле // ИКНТ, 354–355.
С.М.Демидов.