Шамс ал-а’имма (араб., «солнце имамов», «глава имамов») — титул ведущих ‘улама’, который один за другим носили пять факихов-ханафитов в Бухаре при Караханидах (992–1211). Первым обладателем титула стал ‘Абд ал-‘Азиз б. Ахмад ал-Халва’и (ал-Халвани) ал-Бухари (ум. в 1056-57 г.), период деятельности которого совпал с перенесением столицы Караханидов из окраинного Узганта/Узгенда в Самарканд и выдвижением ханафитов на ведущие позиции среди прочих ‘улама’. Будучи выразителями интересов различных слоев городского населения, ‘улама’ в лице своего предводителя могли себе позволить критиковать действия властей, призывать их к соблюдению «божественного закона». За решительную позицию в отношении властей ал-Халва’и понес наказание — был отправлен в ссылку в г. Кеш. После смерти ‘Абд ал-‘Азиза бухарцы смогли перевезти его тело в Бухару и похоронить в родном городе. В 1068-69 г. за свои действия против хана был казнен представитель другого крыла бухарских ханафитов — Исма‘ил б. Ахмад ас-Саффар ал-Ва’или. Затем наступил черед Ш. ал-а. Мухаммада б. Ахмада ас-Сарахси, ученика ал-Халва’и. Формальным поводом для ареста послужила его критика в адрес хана Насра б. Ибрахима (1068–1080) по поводу выдачи им своей наложницы замуж без соблюдения срока ’идда. Хан сам старался прослыть ученым (‘алим): собственноручно переписывал Коран, устраивал занятия для ‘улама’ по диктовке хадисов в самаркандском ад-Дар ал-джузджанийа («Гузганский Дом»), в противовес бухарским ханафитам носил титул шамс ал-мулк («солнце царства»). Ш. ал-а. ас-Сарахси около 15 лет провел в узгендской тюрьме, откуда диктовал ученикам свои ставшие впоследствии классическими труды. После смерти хана он был выпущен на свободу, однако в Бухару его не пустили. Он умер в Балхе в 1083-84 г.
После ареста ас-Сарахси Караханиды изменили свою тактику в отношении ‘улама’: ученик ас-Сарахси, Ш. ал-а. Махмуд б. ‘Абд ал-‘Азиз ал-Узганди, был назначен на должность верховного судьи (кади ал-кудат). Вероятно, в среде богословов-ханафитов он не пользовался большим авторитетом, об этом свидетельствует часто встречающийся в ханафитских источниках его лакаб — шамс ал-ислам (абстрактный лакаб, который с середины XI в. носили ‘улама’, не принадлежавшие к элите ханафитов). В Самарканде решительно выступил против властей другой ученик Ш. ал-а. ал-Халва’и — фахр ал-ислам ‘Али б. Мухаммад ал-Паздави, который также скончался в ссылке (в Кеше, 1089 г.).
По завоевании Бухары султан Санджар (1097–1157) отправил в ссылку в столичный Марв/Мерв Ибрахима б. Исма‘ила ас-Саффара ал-Ва’или (ум. в 1139 г.), предводителя бухарских ханафитов, доказавших свою способность на решительные действия. На должность хатиба с титулом садр был назначен мервский факих Бурхан ад-дин ‘Абд ал-‘Азиз б. ‘Умар Маза — основатель династии бухарских садров (1102–1232). Известно, что садры несли расходы по содержанию большой группы факихов, мадрас, библиотек, студентов и преподавателей. Действовавший в ту пору Ш. ал-а. Бакр б. Мухаммад аз-Заранджари (ум. в 1188 г.) больше известен как богослов, автор сочинения Манакиб Аби Ханифа («Достоинства Абу Ханифы»), в котором он продолжил давнюю дискуссию ханафитов с шафи‘итами. За свои обширные знания он получил почетный титул Абу Ханифа Младший (Абу Ханифа ас-Сагир).
Деятельность Ш. ал-а. Мухаммада б. ‘Абд ас-Саттара ал-Кардари (ум. в 1244 г.) пришлась на период бурных потрясений и перемен, в результате которых городские слои Бухары и их представители — ханафитские ‘улама’ стали терять свое былое влияние. В источниках тех времен ал-Кардари фигурирует как шамс ал-милла ва-д-дин («солнце вероисповедания и религии») или просто шамс ад-дин. Он известен как автор Китаб ар-радд ва-л-интисар ли-Аби Ханифа имам фукаха’ ал-амсар, в котором отвечал на нападки Абу Хамида ал-Газали аш-Шафи‘и (ум. в 1111 г.) на Абу Ханифу, и как единственный передатчик «Китаб ал-хидайа фи шарх ал-бидайа» Бурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 1197 г.) от имени составителя. В дальнейшем ведущие ханафиты Бухары стали носить титул хафиз ад-дин («хранитель религии/религиозных знаний»).
Лит-ра: Ибн Аби-л-Вафа’. Ал-Джавахир; В.Бартольд. Бурхан // Бартольд. Соч., 2/2, 515–518; O.Pritsak. Al-i Burhan // DI. 1952, 30, 81–96; C. E.Bosworth. Sadr. 1. Transoxania // EI, NE, 8, 748–749.
А.К.Муминов