1. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВЕКА (X в. х. / XVI в. н.э. и далее)

 

В течение нескольких десятилетий на рубеже IX–X в. х. / XV–XVI вв. н. э. в истории мусульманского мира происходили важные события, оказавшие влияние на общее развитие истории культуры. Открытие морского пути из Европы в Индийский океан в 903/1498, положившее начало присутствию европейцев на мусульманском побережье Атлантического и Индийского океанов, образование государства Сафавидов в Иране в 907/1502 и превращение османского государства в империю в период с 918/1512 г. по 926/1520 – лишь некоторые из этих событий. В XI–XII вв. х. / XVII–XVIII вв. н. э. в среде различных мусульманских религиозных течений, начиная от ханбалитов и кончая имамитами, а также в официальных религиозных и суфийских кругах наблюдаются устремления к очищению религии от чужеродных напластований и возвращению к первоначальной чистой вере. Турецкий султан Селим (правил 918–926 / 1512–1520), захватив Сирию, Египет, а затем и более обширные области мусульманского мира, в политическом отношении подчинил Османскому государству значительную часть территории, занимаемой суннитами, и тем самым еще сильнее придал сафавидско-османскому противостоянию, противоборству ши‘итского меньшинства суннитскому большинству социально-экономический оттенок.

 

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской литературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

 

  1. Многообразие жанров.

 

Комментарий, основанный на предании (ат-тафсир бил-ма’сур), имевший широкое распространение в Средние века, в последующие столетия был смещен суннитами на периферию, так что в этот период не зафиксировано ни одного его яркого образца. Такие сочинения, как представляющее собой извлечение хадисов из тафсира ал-Байдави ал-Фатх ал-самави [«Небесное Откровение»] Зайн ад-Дина ‘Абд ар- Ра’уфа ал-Мунави (ум. 1031/1621)1366 и Фатх ал-кадир ал-джами‘ байна фанни ад-дирайат ва-р-ривайат мин ‘илм ат-тафсир [«Откровение Всемогущего, разъясняющее искусство умозрения и опоры на предания в науке о толковании [Корана]»] аш-Шаукани (ум. 1250/1834), несмотря на традиционалистскую тенденцию их авторов, не могут быть отнесены к жанру ал-тафсир би-л-ма’сур в полном значении этого понятия. В области юридического тафсира и ахкам ал-Кур’ан в недрах суннитских религиозных течений также не появилось ярких сочинений 1367. При этом в постсредневековый период в имамитской среде процветали как ат-тафсир би-л-ма’сур, так и юридический комментарий (см. «Имамиты»). 

 

В области комментариев, тяготеющих к умозрительным наукам, появилось несколько небольших и малозначительных сочинений: ряд отдельных комментариев на суры «Неверные» (109) и «Искренность» (112), а также «Вопрос и ответ о Коране» известного философа Джалал ад-Дина ад-Давани (ум. 918/1512)1368, комментарий на суру «Человек» (76) и комментарий на полях (хашийа) на ал-Кашшаф имамитского богослова и философа Гийас ад-Дина ад-Даштаки (ум. 948/1542)1369, Тафсир-е Харави [«Гератский комментарий»] Муллы ‘Али Кари (ум. 1001/1593)1370, ввиду интересов автора, вероятно, обладавший и богословским значением, комментарий на айат «…нет ничего подобного ему» (42:11) Йусуфа ибн Мухаммад-хана Карабаги (ум. после 1030/1621)1371, а также персоязычный комментарий афганского ученого Мухаммада ибн Мухаммада Аслама Мира Захида (ум. 1101/1690), известного своим знанием калама и философии1372. Единственным заслуживающим внимания исключением являются экзегетические труды Садр ад-Дина аш-Ширази (ум. 1050/1640), основателя философии «Высшей мудрости»: его Тафсир ал-Кур’ан ал-Карим [«Комментарий к Священному Корану»]1373 включает в себя толкование ряда сур, а Китаб асрар ал-айат [«Книга тайн айатов»]1374 построена по тематическому принципу. Далее, необходимо упомянуть о комментариях-хашийа на оба эти сочинения Муллы Садра (Садр ад-Дин аш-Ширази), выполненных Мауланой ‘Али Нури (ум. 1246/1830–1831)1375, а также об отдельной работе последнего, посвященной толкованию суры «Очищение» (112)1376.

 

Учитывая тот факт, что в поздний период многие ученые склонялись к суфизму, следует остерегаться называть «суфийским комментарием» написанные ими труды по экзегетике. При этом в упомянутый период комментарии, в которых преобладающую роль играет мистическое учение, писались реже. Это, например: комментарий Мухаммада ибн ‘Умара Курда-эфенди (ум. 996/1588), шейха братства халватийа в Турции1377, четырехтомный комментарий на суры «Скот» (6), «Пещера» (18) и «Победа» (48) египетского суфия Мухаммада ибн Мухаммада ал-Бакри, по прозвищу Тадж ал-‘арифин («Венец знающих») (ум. 1007/1599), комментарий на суру «Высочайший» (87) Мухаммада ибн Мухаммада Бахши Бакфалуни (ум. 1098/1687), одного из алеппских шейхов братства халватийа1378, комментарий на суру «Иосиф» (12) Йа‘куба ибн Мустафы ал-Фанайи (ум. 1149/1736), одного из амасийских шайхов братства джилватийа1379. Обычно это частичные комментарии. В качестве исключения можно назвать такой суфийский комментарий, созданный в поздний период, как объемный и полный тафсир Рух ал-байан [«Дух разъяснения»] Исма‘ила Хакки ал-Бурусуи (ум. 1137/1725), одного из шейхов братства джалватийа в Турции. В своем труде автор стремился собрать материалы из прежних суфийских комментариев, а также экзегетическую проблематику из других суфийских сочинений и таким образом составить наиболее полный компендиум, посвященный суфийской экзегезе1380. Еще одно важное сочинение–ал-Бахр ал-мадид [«Широкое море»] Ахмада ибн Мухаммада ибн ‘Аджибы (ум. 1224/1809), принадлежащего к магрибинскому братству даркавийа1381.

 

В рассматриваемый период число всеобщих комментариев, оставивших глубокий след в экзегетической литературе, невелико. Среди немногочисленных примеров можно отметить Иршад ал-‘акл ас-салим [«Наставления здравого смысла»], вошедший в историю как Тафсир Абу ас-Са‘уд [«Комментарий Абу ас-Са‘уда»] Абу ас-Са‘уда Мухаммада ибн Мухаммада ‘Имади (ум. 982/1574) – известного муфтия и шайх ал-ислама Османской Турции. При составлении своей книги Абу ал-Са‘уд взял за основу два популярных комментария: аз-Замахшари и ал-Байдави – и дополнил их своими рассуждениями1382. В его труде можно встретить как достоинства двух упомянутых тафсиров, так и преимущества новых идей относительно коранической экзегезы – именно поэтому комментарий Абу ас-Са‘уда заслужил заметную популярность. Продолжение названия этого сочинения – тафсир ал- Кур’ан ‘ала мазхаб ан-Ну‘ман [«Толкование Корана согласно мазхабу ан-Ну‘мана»] – в известной мере свидетельствует о том, что книга написана на основе идей школы Абу Ханифы. Что касается вопросов фикха, то это действительно было так. Однако, как бы там ни было, ввиду того что Османская империя покровительствовала ханафитам, подобное название могло только умножить одобрение комментария, тем более что его автор был великим муфтием и преподнес свой труд султану Селиму.

 

Представляется, что некоторой известностью пользовались также следующие комментарии: Фатх ар-Рахман [«Победа Милостивого»] Муджир ад-Дина ал-‘Алими (ум. 928/1522)1383, Тафсир ал-Фарйаби [«Комментарий Фарйаби»] Исхака ибн Ибрахима Фарйаби (ум. 930/1524)1384, Тафсир Гази [«Комментарий Гази»] Мухаммада ибн Мухаммада Гази (ум. 961/1554)1385, ас-Сирадж ал-мунир [«Яркий светиль- ник»] Хатиба аш-Шарбини (ум. 977/1569–1570)1386, Тафсир Мунши [«Комментарий Мунши»] Мухаммада ибн Махмуда Сарухани Ак-Хисари (ум. 1001/1593)1387, ал-Бурхан фи мушкилат ал-Кур’ан [«Доказательство о трудных местах Корана»] Абу ал-Ма‘али аш-Шазали ал- Мисри (ум. 1002/1594)1388, Тафсир ‘Айши [«Комментарий ‘Айши»] Мухаммада ибн Мустафы ар-Руми (ум. 1011/1603)1389, Тахрир ат-та’вил [«Запись аллегорического толкования»] ‘Имад ад-Дина ал-‘Имади (ум. 1051/1641)1390, Дийа’ ас-сабил [«Свет в пути»] Мухаммада ‘Али ‘Алана ал-Бакри (ум. 1057/1647)1391, Тафсир Ибн Аби ас-Сурур [«Комментарий Ибн Аби ас-Сурура»] Мухаммада ибн Мухаммада ал-Бакри ас-Сиддики (ум. 1087/1677)1392, Тафсир Махаллати [«Комментарий Махаллати»] Мухаммада ибн ‘Абд ар-Рахима ал-Махаллати (ум. 1207/1792–1793). Все эти сочинения, по описаниям, созданы в похожем стиле1393 и серьезного и продолжительного влияния на традицию мусульманской экзегетики не оказали.

 

В дальнейшем авторы тафсиров, стремившиеся найти в сунне экзегетические высказывания, в большинстве случаев ограничивались комментариями на полях, а те, кто старался избегать подражания, обнаруживали тенденцию к отказу от личного мнения и возвращению к пониманию Корана предками.

 

В числе образчиков, достойных упоминания, можно отметить комментарий на суру «Открывающая» Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба (ум. 1206/1791–1792), основателя ваххабизма1394, Фатх ал-Кадир [«Откровение Всемогущего»] аш-Шаукани (ум. 1250/1834), который на базе подхода «предков» (салаф) старался сочетать принципы рационалистического и основанного на сунне комментария1395, Фатх ал-Байан фи макасид ал-Кур’ан [«Откровения Разъясняющего о целях Корана»] Мухаммада Садик-хана ал-Киннауджи (ум. 1307/1889–1890), представляющий собой целиком и полностью салафитский комментарий 1396. В качестве единственного примера всеобщего рационалистического комментария, основанного на признании ценности сунны для экзегетики, а также принципах пуризма, можно отметить Рух ал-ма‘ани [«Дух смыслов (Корана)»] Махмуда ибн ‘Абдаллаха ал- Алуси (ум. 1270/1853–1854). Среди особенностей этого сочинения – масштабность тематики и подбора высказываний, критический и избирательный подход к высказываниям предшествующих комментаторов, пространные личные рассуждения автора и отрицательное отношение к влиянию иудейских и христианских Священных Книг. 

 

Этот комментарий, будучи одним наиболее влиятельных тафсиров позднего периода, впервые вышел в свет в Каире в 1301/1884 и впоследствии неоднократно переиздавался.

 

В течение этого столетия в имамитских и зайдитских кругах также предпринимались заслуживающие внимания попытки создания комментариев (см. соответствующий раздел).

 

  1. Многообразие по религиозным течениям.

 

2.1. Имамиты.

 

В конце правления шаха Тахмаспа (930–984/1524–1576) имамитская экзегетическая литература, особенно стоящая на позициях апологетики ши‘изма, снова получила широкое распространение в религиозных кругах, где примерно в одно и то же время были написаны два тафсира в проповедническом ключе. Абу ал-Хасан аз-Завари (ум. после 984/1576) написал краткий тафсир в двух частях под названием Тарджамат ал-хавасс [«Толкование непревзойденных особенностей Корана»], образцом для которого послужил Мавахиб-е ‘Алийе ал-Кашифи. В своем труде аз-Завари стремился восстановить айаты, низведенные для ахл ал-байт, которые ал-Кашифи оставил без внимания 1397. 

 

Это был первый шаг по пути создания комментария, обращенного к простым людям с целью распространения ши‘изма в начале сафавидской эпохи. Далее Фатх Аллах ал-Кашани (ум. 988/1580) принялся за создание десятитомного тафсира Манхадж ас-садикин [«Путь праведных»]1398 и, следуя традиции «двухчастных» комментариев, написал его краткую версию под названием Хуласат ал-Манхадж [«Сокращение “Манхадж”»]1399. В своем труде ал-Кашани широко использовал Маджма‘ ал-байан фи тафсир ал-Кур’ан [«Собрание разъяснений о толковании Корана»] ат-Табарси и тафсир Абу-л-Футуха ар-Рази, при этом в его комментарии резко ощущается антисуннитский подход – основной целью своей работы автор считает пропаганду и утвержде- ние истинности ши‘изма, а также переубеждение противников1400.

 

В конце правления шаха ‘Аббаса I (996–1038 / 1587–1629) ученые обратились к коранической экзегетике. Так, переселенец из Джабал-‘Амиля Шейх ал-Бахаи (ум. 1031/1622), помимо своей деятельности в области составления комментариев на полях (хашийа), явился автором самостоятельных тафсиров, ал-‘Урват ал-вуска [«Прочные узы]» и ‘Айн ал-хайат [«Источник жизни»]1401, которые, с учетом личности автора, должны были носить научный характер и не обладать проповеднических интонациями. Кроме того, следует упомянуть известного ученого и философа Мухаммад-Бакира ал-Астрабади, известного как Мир Дамад (ум. 1041/1631), который составил трактат Сидрат ал-мунтаха [«Лотос крайнего предела»] в толкование сур «Открыва- ющая» (1), «Собрание» (62) и «Лицемеры» (63)1402.

 

Очередной подъем имамитская экзегетическая литература испытала в начале правления шаха Сулаймана I (1077–1105/1666–1694), о чем свидетельствует комментарий Мухаммада ибн ‘Али Шарифа ал-Лахиджи (ум. после 1088/1677), представляющий собой «проповеднический» тафсир с преобладанием традиционалистского подхода 1403. Еще одним важным образцом является ас-Сафи [«Ясное [в толковании Корана]»]1404 Мухаммада Мухсина ал-Файда ал-Кашани (ум. 1090/1680). Основную часть этого комментария, являющегося первой попыткой в области ахбаритской экзегетики в сафавидскую эпоху, составляет ат-тафсир би-л-ма’сур. Небольшие добавления к преданиям размышлений самого ал-Файда ал-Кашани ясно демонстрируют экзегетические взгляды последнего1405. Сам ал-Файд ал-Кашани составил сокращение своего комментария, озаглавив его Тафсир ал-асфа [«Чистейшее толкование»]1406. Среди прочих примеров заслуживают упоминания комментарий Фараджаллаха ибн Мухаммада ал-Хувайзи (ум. 1100/1689)1407 и Канз ал-дака’ик ва бахр ал-гара’иб [«Клад тонких мыслей и море диковинок»] Мухаммада ибн Мухаммада Резы ал-Куми ал-Машхади1408, современника ал-Хувайзи.

 

В первые десятилетия XII/XVIII в. были предприняты значительные шаги в области имамитской экзегетической литературы, когда в основном в рамках течения ахбаритов появились следующие важнейшие комментарии, основанные на сунне (ал-тафсир би-л- ма’сур): ал-Бурхан [«Доказательство]» Саййида Хашима ал-Бахрани (ум. 1107/1695–1696)1409 и Нур ас-Сакалайн ‘Абд ал-‘Али ал-Хувайзи (ум. 1112/1700–1701), которые целиком и полностью носят традиционалистский характер и в которых четко указываются иснады приво- димых преданий, ал-Ма‘ин фи тафсир [«Источник толкования»] Нур ад-Дина ал-Кашани (ум. после 1115/1703–1704)1410, Тафсир-е Сулаймани [«Сулейманово толкование»] ‘Али-Резы Ардакани (ум.

после 1120/ 1708)1411 и ал-Ваджиз [«Краткий»], небольшой по объему комментарий ‘Али ибн Хусейна ибн Аби ал-Джами‘ (ум. 1135/1723)1412. Большинство тафсиров, созданных в Иране сафавидского периода, были на персидском языке.

В период после падения династии Сафавидов (1135/1722) в области создания экзегетических сочинений масштабных попыток не предпринималось. В числе немногочисленных трудов: ал-Ваджиз [«Краткий»], известный как Тафсир-е Шибр [«Комментарий Шибра»] Саййида ‘Абдаллаха Шибра (ум. 1242/1826–1827), написанный на основе предания, однако в стиле кратких комментариев, и при этом свободный от иснадов и аргументации1413, комментарий Хидайаталлаха ибн Махди Резави ал-Машхади (ум. 1248/1832–1833)1414, Тафсир-е Бургани [«Комментарий Бургани»] Мухаммад-Салиха Бургани ал-Казвини (ум. 1271/1855)1415, Йанаби‘ ал-анвар [«Источники света»] имамитского ученого из Индии мумтаза ал-‘улама («лучшего из ученых») Мухаммада Таки Дельдара (ум. 1285/1868)1416 и ас-Сират ал-мустаким [«Прямой путь»] Саййида Хусейна Буруджерди, созданный в конце XIII/XIX в. (об имамитских комментариях на полях см. соответствующий раздел)1417.

 

2.2. Зайдиты.

 

Среди самостоятельных экзегетических сочинений этой эпохи в первую очередь необходимо назвать ат-Тафсир ал-джами‘ [«Всеобщий комментарий»] ал-Кади Мухаммада ибн Йахйи Бахрана (ум. 957/1550), факиха из Саны1418, и написанный одновременно с ним большой комментарий йеменского факиха ‘Али ибн ‘Абдаллаха ар-Рави‘ (ум. 959/1552)1419. Полвека спустя ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абдаллах Шу‘аби ал-Хаулани (ум. 1003/1594–1595) создал еще один комментарий 1420. Составление подобных комментариев с небольшими перерывами продолжалось около столетия1421.

 

Конец XI/XVII в. был весьма прогрессивным для истории зайдитской экзегетики, в которой появились новые подходы. Первый такой подход, который можно назвать своего рода пересмотренным рационалистическим тафсиром, ассоциируется с Йахйей ибн Хусейном ибн ал-Касимом ас-Сан‘ани (ум. 1099/1688), который, помимо Мазахир ал- байанат фи-л-айат ал-муташабихат [«Явления разъяснений о метафорических айатах»]1422, написанного в стиле муташабих ал-Кур’ан мутакаллимов прошлого, составил значимый трактат под названием ал-Байан ли-ма хафа фи-л-Кур’ан [«Разъяснение о том, что сокрыто в Коране»] – здесь автор стремится раскрыть иной смысл некоторых айатов, оставшийся скрытым от прочих комментаторов1423.

 

Атмосфера нового мышления в области зайдитской экзегетики, царившая в рассматриваемый период, спровоцировала даже появление такого критического трактата в адрес ал-Кашшафа аз-Замахшари, как ал-Итхаф ли-талабат ал-Кашшаф [«Подношение изучающим ал- Кашшаф»] Салиха ибн Махди ал-Макбали (ум. 1108/1599–1600)1424. Вторым подходом, не имевшим прецедентов у зайдитов в Сред- ние века, было обращение к комментариям на основе сунны (ат-таф- сир би-л-ма’сур), особенно к экзегетическим высказываниям ранних зайдитских имамов. Важнейшим сочинением на базе этого подхода является ал-Масабих ас-сати‘ат ал-анвар ал-маджму‘а фи тафсир ал-а’иммат ал-атхар [«Собрание ярких светильников из толкований непорочных имамов»], известное как Тафсир аш-Шарафи [«Комментарий аш-Шарафи»], написанное в конце XI/XVII в. ‘Абдаллахом ибн Ахмадом аш-Шарафи. XII/XVIII в. был периодом относительного застоя в области экзегетической литературы зайдитов, однако следующее столетие стало ареной для появления здесь новых течений. На протяжении этого столетия одни ученые-зайдиты, такие как ал-Кади Ахмад Муджахид ас-Сан‘ани, не составляя отдельных комментариев, занимались исследованиями в сфере экзегетики1425, другие, например Ахмад ибн ‘Абд ал-Кадир ал-Каукабани (ум. 1222/1807), писали тафсиры в традиционном стиле1426, третьи, такие как Лутфаллах ибн Ахмад Джаххаф (ум. 1243/1827–1828), йеменский историк и литератор, автор сочинения ал‘Илм ал-джадид фи тафсир ал-Кур’ан ал-Маджид [«Новая наука о толковании Славного Корана»], стремились переосмыслить значение Корана и внести нечто новое в его толкование1427, четвертые, например Ибрахим ибн Мухаммад ибн Исма‘ил ал-Амир ас-Сан‘ани (ум. 1213/1798–1799), автор сочинения Мафатих ар-Ризван фи тафсир аз-зикр би-л-асар ва-л-Курʼан [«Ключи довольства в толковании поминания Бога посредством предания (сунна) и Корана»], исповедовали методику толкования Корана с помощью самого Корана1428, пятые, такие как аш-Шаукани (ум. 1250/1834–1835), в поисках средства для совершенствования тафсира и достижения смысловой первоосновы Корана пытались сочетать традиционалистский и рационалистический подходы к толкованию (см. выше). Такие как, например, ‘Абд ал-Карим ибн ‘Абдаллах Абу Талиб ар-Рауди (ум. 1309/1892), пытались решить последнюю задачу, соединив Тафсир аш-Шарафи, в качестве ат-тафсир бил-ма’сур, и ал-Кашшаф аз-Замахшари, в качестве богословско-филологического комментария, иным образом сочетать традиционалистской и рационалистическую тенденции1429.

 

  1. Общие особенности экзегетической литературы рассматриваемого периода.

 

Частичные комментарии, начало написанию которых было положено в предыдущие столетия, в рассматриваемый период получили еще большее распространение. Так, например, индийским ученым, тяготевшим к суфизму, ‘Исой ибн Мухаммадом ас-Сафави (ум. 953/ 1546)1430 и турецким ученым Ибрахимом ибн Мухаммадом ал-Кайсари (ум. 1253/1837)1431 были написаны комментарии на джуз’ «‘Ам» (30). Имеются также образцы комментариев на группы сур, например, тафсир Мухаммада ибн Ахмада ал-Азхари (ум. 977/1569–1570) на «семь длинных сур»1432. ‘Абд ал-Латиф ибн Мухаммад ибн ал-Гази (ум. 1247/1831) также написал свой труд Зубдат ал-байан [«Сливки разъяснений»] в толкование ряда избранных коранических сур1433.

Помимо многочисленных комментариев на суры «Открывающая» (1), «Искренность» (112) и «Иосиф» (12), увеличилось количество тафсиров и на другие суры. В их числе: комментарий Мустафы ибн Мухаммада Бастана-эфенди (ум. 977/1569–1570) на суру «Скот» (6)1434, комментарий Мухаммада Амина аш-Ширвани (ум. 1036/1626) на суру «Победа» (48)1435, комментарий Мухаммада ибн Хасана ал-Кавакаби (ум. 1096/1685) на суру «Скот»1436 и комментарий Мухаммада ибн ‘Али аш-Шаукани на суру 103 под названием ан-Нашр ал-фава’ид сурат ал- ‘Аср [«Распространение пользы суры “Предвечернее время”»]1437.

 

Многочисленны в этот период и толкования на отдельные айаты: здесь, в частности, можно отметить сочинения Ташкепрюлю-заде (ум. 968/1561)1438, Шихаб ад-Дина ал-Хафаджи (ум. 1069/1659)1439 и зайдитского ученого Мухаммада ибн ‘Али Вахйаша (ум. 1275/1858–1859)1440. Зайдиты Бадр ад-Дин Мухаммад ибн Исма‘ил ал-Амир ас-Сан‘ани (ум. 1182/1768)1441 и аш-Шаукани1442 являются авторами значительного числа небольших трактатов, посвященных толкованию отдельных айатов1443. Ака Бузург Техрани в различных местах своего труда аз-Зари‘а ила тасаниф аш-ши‘а [«Апология ши‘итских сочинений»] описывает работы, составленные в толкование отдельных айатов – многие из них связаны с достоинством семейства пророка (ахл ал-байт)1444.

 

В рассматриваемый период продолжалось также составление комментариев избранных айатов. Большая часть образцов имеет богословский характер. В их числе можно отметить Ас’илат ал-Кур’ан ва аджвабату-ха [«Вопросы о Коране и ответы на них»]‘Али ибн Мухаммада ‘Ала’и Ибн аш-Ширази (ум. 945/1538)1445, трактаты болгарского ученого Шейха Бали ас-Суфйави (ум. 960/1553), посвященные трудным для понимания айатам1446, Истихрадж ал-джидал мин ал-Кур’ан ал-Карим [«Избавление от спорного из Священного Корана»] Мухаммада ибн Ибрахима ибн ал-Ханбали (ум. 971/1563–1564)1447, Акавил ас-сикат [«Высказывания заслуживающих доверия людей»] Мар‘и ибн Йусуфа ал-Карами ал-Ханбали (ум. 1033/1623), посвященный толкованию айатов, в которых говорится о божественных атрибутах1448, и Аджвабат маса’ил аш-шакк фи-л-Кур’ан [«Ответы на вопросы сомневающегося в Коране»] зайдитского имама Касима ибн Мухаммада Мансура Биллаха (ум. 1029/1619), собранное в конце столетия ‘Абдаллахом ибн Ахмадом аш-Шарафи1449. Сочинение имамитского круга Та’вил ал-айат аз-захира [«Аллегорическое толкование внешне понятных (“ясных”) айатов»]1450 Шараф ад-Дина ал-Астрабади (ум. после 965/1558), посвященное айатам, в которых речь идет об ахл ал-байт и, естественно, имеющее традиционалистский характер1451. Имеются также образчики комментариев на отдельные суры или айаты, написанных в рамках рационалистического или суфийского подхода.

 

В области толкования предписывающих айатов в рассматриваемый период трудились преимущественно имамиты, создавшие многочисленные сочинения1452. 

 

Говоря о комментариях на тафсиры (шарх, хашийа), необходимо отметить, что они составляли значительную часть экзегетической литературы позднего периода. Как и в прошлые столетия, большинство комментариев было написано на ал-Кашшаф аз-Замахшари и тафсир ал-Байдави. Наиболее известными комментаторами ал-Кашшафа были сунниты Ибн Камал-паша (ум. 940/1533–1534)1453, Сирадж ад-Дин ал-Казвини (ум. 950/1543)1454, Абу Са‘уд ал-‘Имади (ум.982/1574)1455, имамиты Гийас ад-Дин ад-Даштаки (ум. 948/1542)1456 и Шейх Бахаи (ум. 1031/1621)1457, а также зайдиты ал-Кади Салих ал-Анси (ум. 1062/1652)1458, Хасан ибн Ахмад Джалал ал-Йамани (ум. 1084/1673)1459 и Ахмад ибн Салих ибн Аби ар-Риджал (ум. 1191/1777)1460. В действительности, когда интерес суннитских авторов к этому тафсиру снизился, он возрос в ши‘итской среде1461.

Больше всего комментариев-хашийа позднего периода было написано на тафсир ал-Байдави. В эти века упомянутый тафсир привлекал внимание не только суннитских ученых, находившихся его более соответствующим своей богословской системе, – теперь к числу комментаторов сочинения ал-Байдави присоединились и имамиты. Среди наиболее значительных комментаторов тафсира ал-Байдави необходимо назвать факиха Закарию ибн Мухаммада ал-Ансари (ум. 926/1520)1462, Мухйи ад-Дина Мухаммада ал-Барда‘и (ум. после 927/1521)1463, ‘Исам ад-Дина ал-Исфараини1464 и Мухйи ад-Дина Шайхзаде (ум. 951/1544)1465.

 

Некоторые комментаторы тафсира ал-Байдави были из периферийных областей мусульманского мира. Это – представители Балканского полуострова Насраллах ал-Манастири (ум. 976/1568–1569)1466, Мухаммад ибн Муса ал-Буснави (ум. 1032/1622)1467, Мухаммад ‘Алламак ал-Буснави (ум. 1045/1635)1468, Мустафа ибн Исма‘ил ал-Флурнави (ум. 1244/1828–1829)1469, представители индийского субконтинента Ваджих ад-Дин ‘Алави ал-Гуджарати (ум. 998/1590)1470 и ‘Абд ал-Карим Сийалкути (ум. 1067/1657)1471, живший на востоке Центральной Азии Ахмад ибн Мухаммад Камили ат-Ташканди (ум. ок. 1000/1592)1472 и Мухаммад ибн Хасан ал-Джунави (ум. 1200/1786)1473 из Марокко. В Иране большое число комментариев-хашийа было создано в Азербайджане и Фарсе1474. Среди имамитских авторов можно назвать таких выдающихся деятелей, как ал-Кади Нураллах аш-Шуштари1475 (ум. 1019/1610) и Шейх Бахаи (ум. 1031/ 1621)1476. В отличие от имамитов, у зайдитских авторов данный тафсир не пользовался особой популярностью.

 

В Новое время Тафсир ал-Джалалайн [«Комментарий двух Джалалов»], наряду с тафсирами аз-Замахшари и ал-Байдави, был предметом комментирования. Первым из таких комментариев было сочинение Кабас ан-найарайн [«Источник двух светил»] ученого-шафи‘ита из Египта Шамс ад-Дина ал-‘Алаками (ум. 969/1562)1477, а после того как крупный хорасанский ученый-ханафит Мулла ‘Али ал-Кари (ум. 1001/1593) написал свой комментарий-хашийа1478, Тафсир ал-Джалалайн привлек внимание и представителей других религиозных течений. Большая часть комментаторов Тафсир ал-Джалалайн была из Египта, некоторые – из Сирии, однако представители других стран, такие как Мулла ‘Али ал-Кари и ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ат-Татавани (ум. 1237/1822)1479, редко обращались к нему1480. Йеменские зайдиты ‘Али ибн Мухаммад ал-‘Акиби (ум. 1101/1690)1481 и ‘Абд ал-Кадир ибн Ахмад ал-Каукабани (ум. 1208/1793–1794)1482 написали хашийа на упомянутый тафсир. Имамитских комментариев на Тафсир ал-Джалалайн неизвестно.

 

Из числа прочих суннитских тафсиров необходимо отметить тафсир Абу ас-Са‘уда, на который написали комментарий-хашийа ар-Рази ад-Дин ибн Аби ал-Лутф ал-Мукаддаси (ум. 1028/1617)1483, Мухаммад Зайтуна ал-Манастири (ум. 1138/1726)1484, Хамдун ибн ‘Абд ар-Рахман ибн Хаджж ал-Мардаси (ум. 1232/1817)1485 и Ибрахим ибн ‘Али Сакка (ум. 1298/1881)1486 – все из арабской части Османской империи1487.

 

Среди имамитских тафсиров внимание комментаторов привле- кал ас-Сафи мауланы ал-Файда ал-Кашани – одно из первых хашийа на него принадлежит ‘Абд ар-Рахиму ал-Дамаванди (ум. ок. 1160/ 1747)1488. В качестве примера дополнения к комментарию необходимо назвать сочинение зайдитского ученого ал-Кади Мухаммада ибн Йахйи ал-Бахрана (ум. 957/1550) под названием ат-Такмил аш-Шаф [«Дополнение к аш-Шаф»], которое представляет собой сокращенное изложение ал-Кашшафа аз-Замахшари с добавлениями из Ибн Касира и других источников1489.

Сокращения объемных комментариев самими авторами, хотя и в меньших количествах по сравнению со Средними веками, но все же встречаются в X/XVI в., а в следующем столетии и вовсе исчезают.

 

Так, можно отметить выполненное самим автором сокращение Манхадж ас-садикин [«Путь праведных»] (см. раздел «Имамиты»), а также «трехчастный» комментарий Абу ал-Хасана ал-Бакри (ум. после 950/1543)1490. Сокращения, выполненные другими авторами, в X/XVI в. представлены лишь немногими образцами, являющимися одиночными продолжениями традиции Средних веков. В их числе стоит упомянуть выборку о джихаде из ал-Джами‘ ал-ахкам ал-Курʼан ал-Куртуби, сделанную Касимом ибн Мухаммадом ал-Куртуби (ум. 943/1536–1537)1491, а также объединенные сокращения ал-Кашшафа аз-Замахшари и тафсира ал-Байдави, выполненные ‘Абд ал-Аввалем ибн Хусейном ибн Умм Валадом (ум. 962/1555)1492 – ни одно из них не является сокращением в полном смысле этого слова. С начала и в течение всего X/XVI в. процветало сочинение стихотворных комментариев. Первым образцом подобного комментария служит маснави Фатх-наме [«Книга о Победе»] Ибн Хумама аш-Ширази, написанное в толкование суры «Победа» (48) – одна из рукописей этой поэмы была переписана в 903/1498, и, вероятно, эта дата соответствует времени создания произведения1493. Тот же автор в 904/1499 сочинил стихотворное толкование на суру «Йа’ Син» (36) под названием Раузат ал-кулуб [«Сад сердец»] – рукопись этой поэмы сохранилась1494.

 

Годы спустя живший в Мекке ученый-магрибинец ‘Абд ал‘Азиз ибн ‘Абд ал-Вахид Маймуни ал-Макнаси (ум. 964/1557) переложил стихами посвященный экзегетике Джавахир [фи ‘илм ат-тафсир] ас-Суйути1495, а живший в Мекке ученый из Шираза ‘Абд ал-‘Азиз ибн ‘Али Замзами (ум. 976/1568–1569) сочинил стихотворный трактат, посвященный экзегетике1496. В XII/XVIII в. можно считать исключением со- чинение Тухфат ал-хакир [«Подношение бедного раба [Божьего]»] египетского ученого Мухаммада ибн Саламы Зарира ал-Искандари (ум. 1149/1736–1737), представляющее собой пространный стихотворный комментарий в десяти томах1497.

 

Одним из феноменов, зафиксированных в поздний период, служат различные технические приемы, использовавшиеся при составлении тафсиров, наиболее характерным из которых является «комментарий без точек». В качестве примеров комментария, в котором автор воздерживается от использования букв с точками, что приводит к исключительной искусственности при выборе слов и предложений, можно назвать Савата‘ ал-илхам [«Сияние вдохновения»] Абу ал-Фад- ла ал-Файзи ад-Декани (ум. 1004/1595), несомненно, имамитского индийского ученого1498, а также Дурр ал-асрар [«Жемчужина истин»] Махмуда ибн Мухаммада Насиба ал-Хамзави (ум. 1305/1887–1888), ханафитского ученого из Сирии1499.

 

В позднейший период на востоке мусульманского мира получило широкое распространение написание тафсиров на местных языках. Большая часть имамитских комментариев, созданных в Иране, была на персидском языке (см. раздел «Имамиты»), на этом же языке написана часть суннитских тафсиров из Восточного Ирана, Центральной Азии и индийского субконтинента. В их числе можно назвать тафсир Мира Захида ал-Харави (ум. 1101/1690)1500. В качестве примера перевода можно указать на Асар ал-ахйар [«Предания лучших»] Абу ал-Хасана Завареи (кон. X/XVI в.), представляющий собой перевод тафсира, приписываемого имаму ал-Хасану ал-‘Аскари1501.

 

Кроме того, получило распространение создание тафсиров на тюркских языках, особенно во владениях Османской империи. Сре- ди них можно назвать тафсир Курда-эфенди (ум. 996/1578)1502 и ат-Тибйан [«Разъяснение»] Мухаммада ибн Махмуда Даббагзаде1503. Среди тафсиров на азербайджанском языке, в действительности являющихся переводами, можно упомянуть Кашф ал-хака’ик ‘ан нукат ал-айат ва-ддака’ик [«Раскрытие истин о тонких мыслях айатов»] Му- хаммада Карима Мусави ал-Бакуви1504 и ал-Байан фи тафсир ал-Кур’ан [«Разъяснение о толковании Корана»] кавказского муфтия Мухаммада Хасана Маула-заде-йе Шакави1505.

 

Имеются также образчики переводов на тюркские языки персидских и арабских тафсиров, в том числе: Сирр-е Кур’ан [«Тайна Корана»] Сейри-паши-эфенди (1302/1885), являющийся переводом фрагмента начальной части комментария Фахр ад-Дина ар-Рази, и Тафсир-е Мавакиб Исма‘ила Фараха-эфенди (1282/1865), представляющий собой перевод Мавахиб-е ‘Алийе ал-Кашифи1506.

Есть и несколько комментариев на языках, распространенных в Индии, в действительности являющихся переводами. Это – Тафсир-е Мурадийа [«Комментарий Мурада»] на урду (1184/1770) Шаха Мурадаллаха Сумбхали ан-Накшбанди1507, Муваззих-е Кур’ан [«Поясняющий Коран»] на урду (1205/1791) Шаха ‘Абд ал-Кадира ад-Дихлави1508, Тафсир-е Муджаддади [«Комментарий Муджаддади»] на урду Шаха Ра’уфа Ахмада ан-Накшбанди ал-Муджаддиди (ум. 1249/1833)1509, Тафсир-е Рафи‘и [«Комментарий Рафи‘»] на урду Шаха Рафи‘ ад-Дина ад-Дихлави1510 и его же комментарий на бенгали1511, Файд ал-Карим [«Изобилие Щедрого»] на урду ал-Кади Сибгаталлаха Муфти Мухаммада (ум. 1280/1863–1864), позднее законченный сыновьями последнего 1512, Джами‘ ат-тафасир [«Собрание толкований»] на урду Кутб ад-Дина Бахадура ад-Дихлави (ум. 1289/1872)1513 и Фатх ал-манан [«Откровение Милостивого»], или Тафсир-е Хаккани [«Комментарий Хаккани»], на урду Мауланы Абу Мухимма ‘Абд ал-Хакка Хаккани1514.

В XIII/XIX в. Маулана Фахр ад-Дин Ахмад ал-Кадири перевел на урду Тафсир-е Хусейни [«Комментарий Хусейна»] ал-Кашифи – этот перевод получил известность под названием Тафсир-е Кадири [«Комментарий ал-Кадири»]1515.