ал-ДЖАБР («принуждение») — термин мусульманской догматики, использовался для характеристики природы происходящих в мире действий, включая человеческие, как детерминированных богом, который выступает в качестве единственного подлинного действователя (см. ал-джабрийа).
ал-ДЖАБРӢЙА (ал-джабарӣйа, ал-муджбира) — джабриты (или джабариты), термин, служивший для обозначения мыслителей, которые признавали бога единственным подлинным действователем (фа‘ил хакики, фа‘ил би-л хакика) и соответственно считали, что человек принуждаем (маджбур) к своим действиям, а не осуществляет их свободно.
ал-Джазба — психотехнический термин практического суфизма, означающий «путь божественного привлечения» и существующий наряду с «путем обучения» (ас-сулук). Ал-Дж. не встречается в Коране ни в этой, ни в какой-либо другой из однокоренных форм. Детально этот термин, скорее всего, был разработан в трудах последователей учений братьев ал-Газали: Абу Хамида ал- Газали (1058-1111)—
ал-Джанзи, ‘Умар б. ‘Усман б. ал-Хусайн Абу Хафс (середина 80-х гг. XI в. — 1155) — знаток хадисов, словесник (адиб), комментатор Корана. Родился в столице Аррана — Гандже/Гяндже (араб. Джанза, в совр. Азербайджане).
ал-ДЖАННА («сад») —самое распространенное название рая в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—название места, где праведники обретут вечное блаженство.
ал-ДЖА‘ФАРӢЙА — джа‘фариты, последователи джа‘фаритской (имамитской) религиозно-правовой школы (ал-мазхаб ал-джа‘фари), названной по имени шестого имама шиитов-имамитов Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.).