ал-Х̣АНАФӢЙА— ханафиты, последователи ханафитского мазхаба (от имени основателя Абу Ханифы, ум. в 767 г.), возникшего в VIII в. в г. Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба таковы: Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (ал-иджма‘), унаследованное от
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной
ал-Х̣УДАЙБӢЙА — местность на западной границе «священной территории» Мекки (ал-харам) на дороге в Джидду, в которой в марте 628 г. был заключен договор между мекканцами и Мухаммадом.
ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X.
ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».