ал-Чистави Мухаммад-Закир б. ‘Абд ал-Ваххаб б. ‘Абд ал-Карим ас-Суснави, он же Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов, 1815 или 1818 — 1893) — имам, мударрис и суфийский наставник первого прихода г. Чистополя.
ал-Чукури, Мухаммад-‘Али б. ‘Абд ас-Салих б. ‘Абдул (‘Абд Аллах) (башкир. Гали Сокорой, татар. Чокрый, араб. ал-Гари, 1826–1889) — башкирский суфий, поэт и региональный историк. Ал-Ч. относил себя к башкирскому племени иректе, вел свою родословную от некоего Майки-бия, бывшего на службе у Чингиз-хана, входил в духовно-преемственную цепь братства накшбандийа-муджаддидийа.
Аббасиды пришли к власти на волне шиитской пропаганды в пользу «дома Пророка», но вели при этом двойную игру: внешне они действовали в пользу Алидов, втайне — в собственных интересах. А. почти поголовно истребили Омейядов, спаслись лишь единицы, одному из них удалось бежать и основать в Андалусии новую династию омейядских государей.
ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н- Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, факих, крупнейший представитель самаркандской школы ученых-шиитов.
ал-‘АЛАВӢЙА (или ал-‘Алавӣйӯн)— Алиды, потомки ‘Али б. Аби Талиба. Согласно источникам, у ‘Али было много детей—14 (или 18) сыновей и 19 (или 17) дочерей от разных жен (8 или 9). Самыми известными в истории оказались ал-Хасан и ал-Хусайн и Мухаммад б. ал-Ханафийа.
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
ал-‘УЗЗА̄ («могущественная») — древнее аравийское женское божество, в V—VI вв. почитавшееся во многих местах Аравии, в частности в Хиджазе, Хире, Набатее. Возможно, является олицетворением планеты Венера.
АЛЛА̄Х (видимо, от ал-илах— «божество») — имя Бога. Аллах в исламе — единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника.