Х̱АЙР — благо, добро. В мусульманской религиозной, теологической и философской мысли X.— этическая и метафизическая категория, соотносимая со злом — шарр.
Х̱АЛВАТӢЙА (тур. халветийа)— суфийское братство, сложившееся в конце XIV в. в Северо-Западном Иране, традиционно входит в число 12 материнских братств, возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Джунайда ал-Багдади, разделяя положения его мистического учения.
Х̱АТ̣ӢБ — оратор, проповедник. Поскольку подобная речь (хутба) произносилась обычно в мечети и была связана с богослужением, то функция X. все более приобретала религиозный оттенок.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
ХА̄РӮН (Харун б. ‘Имран) — коранический персонаж, старший брат и помощник Мусы, библейский Аарон. В коранических рассказах о Мусе Аллах назначает X. помощником Мусы, т. к. последний боялся своей миссии, чувствовал себя физически слабым, не обладал красноречием.
ХА̄РӮТ к МА̄РӮТ—имена двух ангелов, заточенных за грехи в темницу в Вавилоне. Они упомянуты в Коране как знатоки магии (сихр), обучающие ей людей, но предостерегающие их от последствий ее употребления.
Хаджжи-‘Али ал-Чухи (в русскоязычной литературе известен как Гаджи-Али Чохский) б. ‘Абд ал-Малик-эфенди ан-Нахибаши (4.07.1819–1878?) — дагестанский мусульманский учёный (‘алим), прославившийся прежде всего как историограф имама Шамиля. Его хроника остаётся одним из главных источников по истории мусульманского сопротивления горцев Дагестана и Чечни Российской империи.