Х̱АДӢДЖА, бинт Хувайлид — первая жена Мухаммада. Происходила из курайшитского рода ‘абд ал-‘узза. После двух браков была самостоятельно ведущей дела богатой женщиной, снаряжавшей торговые караваны. Мухаммад был нанят ею для организации и сопровождения этих караванов. Через несколько лет предложила ему жениться на ней. Брак был заключен, несмотря на возражения ее
Х̱АЙБАР— оазис к северу от Медины, существовал еще в VI в. до н. э. В VII в. и. э. X. располагался в нескольких плодородных долинах, богатых водой, финиковыми рощами и полями. Население его составляли земледельцы-иудеи и обращенные в иудаизм арабы. Мухаммад во главе отряда (ок. 1,5 тыс. чел.) выступил против
Х̱АЙР — благо, добро. В мусульманской религиозной, теологической и философской мысли X.— этическая и метафизическая категория, соотносимая со злом — шарр.
Х̱АЛВАТӢЙА (тур. халветийа)— суфийское братство, сложившееся в конце XIV в. в Северо-Западном Иране, традиционно входит в число 12 материнских братств, возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Джунайда ал-Багдади, разделяя положения его мистического учения.
Х̱АТ̣ӢБ — оратор, проповедник. Поскольку подобная речь (хутба) произносилась обычно в мечети и была связана с богослужением, то функция X. все более приобретала религиозный оттенок.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
ХА̄РӮН (Харун б. ‘Имран) — коранический персонаж, старший брат и помощник Мусы, библейский Аарон. В коранических рассказах о Мусе Аллах назначает X. помощником Мусы, т. к. последний боялся своей миссии, чувствовал себя физически слабым, не обладал красноречием.