ṬĀ‘ĀT (мн. ч. от т̣а̄‘а; «послушание», «повиновение») — повиновение Аллаху, действия или проявления повиновения, исполнение религиозных обязанностей. Средневековые суннитские богословы определяли Т. как «следование» или «соответствие божественному повелению» (мувафакат ал-амр) и подразделяли его на несколько степеней.
Высшая степень Т., делающая человека верующим (му’мин) перед Аллахом и гарантирующая ему рай, — это знание основ религии (усул ад-дин: признание единобожия, божественной справедливости, предопределения, предвечных божественных атрибутов и т. д.) и пяти основ религиозного закона, основ ислама (аркан шари‘ат ал-ислам: учение о единобожии и пророческой миссии Мухаммада, закат, молитва, пост, паломничество). Исполнение этих религиозных обязанностей, предписанных шари‘атом, называется также ‘ибадат. Следующие степени Т. требуют проявления на деле произнесенных формул исповедания веры, соблюдения не только предписанных религиозных обязанностей (фара’ид), но и дополнительных (навафил), избежания всяких грехов. Степенями Т. мусульманские богословы обусловливали положение человека в этом мире (освобождение от джизии, от пленения, право на мусульманский обычай захоронения, благословение и т. п.) и в потустороннем (избавление от вечного пребывания в аду, порядок вхождения в рай и т. д.).
Лит-ра: ал-Багдади. Усул ад-дин, 251—252, 267—269.
С.М.Прозоров