аз-ЗАЙДӢЙА — зайдиты, общее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда б. ‘Али, наиболее «умеренная» ветвь шиитов. Выделение зайдитского течения из общего русла шиитского движения относится к 30-м годам VIII в., когда часть шиитов Куфы, недовольная политической пассивностью шиитских имамов, поддержала стремление Зайда б. ‘Али мечом доказать свое право на имамат. После разгрома восстания, гибели Зайда б. ‘Али (740 г.), а затем и его сына Йахйи зайдиты распались на несколько группировок, или общин, наиболее известными из них были джарудиты (или сурхубиты), бутриты (или салихиты) и сулайманиты (или джаририты). Все зайдиты сходились на том, что ‘Али б. Аби Талиб — «достойнейший» имамата после Пророка, что после ал-Хасана и ал-Хусайна имамат остается в потомстве ‘Али и Фатимы и что выступление против «тиранов» (то есть незаконных, с точки зрения шиитов, правителей) — обязанность каждого истинно верующего. Что же касается критериев законности имамата после ал-Хасана и ал-Хусайна, то в этом вопросе среди зайдитов не было единого мнения. Большинство (в первую очередь джарудиты, активные участники восстания Зайда б. ‘Али) считало, что непременным условием признания имамом является открытое выступление претендента на имамат. Исходя из тезиса, что все члены «семьи Пророка» равны между собой в отношении знаний, необходимых для руководства общиной, зайдиты-джарудиты пришли к заключению, что объективным и решающим показателем «достойности» претендента на имамат является его способность с оружием в руках доказать свое право на верховную власть. Другая часть зайдитов (в частности, сулайманиты) придерживалась мнения, что имам должен избирать «совет» (шура), который может состоять даже из двух, но добропорядочных мусульман. Предметом расхождения как среди самих зайдитов, так и между зайдитами и остальными шиитами было отношение к первым халифам. Бутриты (салихиты) допускали имамат «превзойденного», признав законность правления Абу Бакра и ‘Умара. Джарудиты же вопреки мнению самого Зайда б. ‘Али считали их правление незаконным, а присягнувших им — неверующими. Наиболее «умеренными» среди зайдитов были бутриты, которые не обвиняли в неверии ‘Усмана, не признавали (в противоположность части джарудитов) возвращение умерших до Судного дня, отвергали тезис об исключительности знаний «семьи Пророка».
Богословские представления зайдитов сформировались в значительной степени под влиянием му‘тазилитских богословов, хотя на раннем этапе их суждения о сущности Аллаха и божественных атрибутах, о вере и неверии, о соотношении предопределения и свободы воли были разноречивы. Политические успехи зайдитского движения способствовали сглаживанию расхождений среди зайдитов и выработке их собственной системы догматов. В вопросах догматики зайдиты заняли наиболее «умеренную» из всех шиитов позицию, проявляя религиозную терпимость к суннитам. Зайдитское понимание имамата близко подходит к суннитскому. Признавая, что имам должен быть из рода ‘Али, зайдиты отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть избран любой Алид, открыто выступивший с оружием в руках. Более того, они допускали (как и хариджиты) существование нескольких имамов одновременно в разных мусульманских странах. В противоположность остальным шиитам, в первую очередь имамитам, они не признавали учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (ат-такийа), об «изменении божественного мнения» (ал-бада’). Они отвергали антропоморфизм и безусловное предопределение. Все это послужило основанием относительно лояльного отношения суннитского ислама к зайдитам, несмотря на то что вооруженное выступление они возвели в политический принцип. Политическая активность зайдитов, не раз становившихся во главе народных движений, привела к образованию ряда зайдитских государств в разных концах Халифата: государство Идрисидов в Северной Африке (789—926), зайдитские государства в Табаристане (863-64—928) и в Йемене (901 —1962). В настоящее время, большая часть зайдитов сосредоточена в Северном Йемене, где они составляют более половины населения. Общины зайдитов имеются также в НДРЙ, Саудовской Аравии, Пакистане и других странах.
Лит-ра: ан-Наши’ ал-Акбар. Маса’ил ал-имама, 42—45; ан-Наубахти. Шиитские секты, 153—15-5; ал-Аш‘ари. Макалат, 65 — 75; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 13—143; R. Strolhmann.. Das Staatsrecht der Zaiditen. Straßburg, 1912; W. Madelung. Der Imam al-Qasim ibn Ibrahim und die Glaubenslehre der Zaiditen. B., 1965; он же. Imama.— EI, NE. 3, 1193—1195.
С.М.Прозоров