ал-ИДЖТИХА̄Д («усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников. Согласно традиции, ал-И. возник еще при жизни Мухаммада в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного ал-И. Как вид направленной деятельности ал-И. появился в конце VII в., когда обнаружились значительные расхождения (ихтилаф) в том, что передавали, как объясняли и чего требовали оставшиеся в живых асхабы, ссылаясь на известные им высказывания и действия Мухаммада. Кроме того, в связи с изменяющимися условиями жизни в мусульманской общине возникло множество проблем правового характера. Поэтому главной целью ал-И. стало обнаружение и решение вопросов — новых или не решенных предшественниками—таким образом, чтобы эти решения одновременно опирались на ислам и поддерживали его. Ал-И. состоит в выборе правовых источников, их оценке, определении их соотношения, выборе и классификации аргументов и методов, казуистическом рассмотрении вопросов и выработке типовых формул их решения, а в случае несовпадения этих решений с реальностью—в изыскании компромиссов. Основным орудием ал-И. был арабский язык, на котором кроме Корана были записаны хадисы и все другие вспомогательные материалы (тафсир, та’вил, асар и др,). Поэтому знание арабского языка со всеми его грамматическими и лексическими тонкостями стало первым условием ал-И. Второе условие — знание Корана наизусть, умение его истолковывать грамматически и по смыслу, знание всех обстоятельств появления как целых сур, так и отдельных айатов. Третье — знание сунны и комментариев к ней, причем множество хадисов (до 3 тыс.) надо было знать наизусть. Четвертое — знание обстоятельств сложения согласного мнения (иджма‘) и расхождения (ихтилаф) по главным вопросам фикха. Пятое—владение методикой интерпретации избираемых правовых материалов. Шестое — ясное понимание задачи, которую ставит перед собой ученый. Седьмое — здравая оценка полученных выводов. Восьмое — убежденность в вере и преданность ей. Из всех этих условий складывался совершенный, или полный, ал-И. (ал-иджтихад ал-камил). Главными центрами ал-И. были крупные города Халифата, где жили ученые-богословы: Мекка и Медина в Хиджазе, Куфа и Басра в Ираке, Дамаск и Бейрут в Сирии. В течение почти четырех веков— с конца VII по XI в.— шло напряженное соревнование за приоритет в теоретическом обосновании ислама, переходившее время от времени в прямые столкновения. К концу этого периода сформировались богословско-правовые школы (мазхабы), сложились принципы ислама как идеологии и как обоснования общественного устройства. Дальнейшая их разработка прекратилась, «двери ал-И. закрылись», уточнялись отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался незыблемым.
С возникновением в XIX в. реформаторских течений в исламе появились тенденции к возрождению ал-И., чтобы пересмотреть исламские принципы с позиций современной жизни. Однако широкой поддержки со стороны исламской общественности эти тенденции не находят.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 2, 101 — 128; Schacht. The Schools of Law, 73—75; Vesey-Fitzgerald. Nature, 104—106; Bravmann. Background, 188—194; J. Schacht, D. B. Macdonald. Idjtihad.—El, NE, 3, 1052—1053.
А.С.Боголюбов