ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Сунна не подлежит никакой интерпретации в отношении тех хадисов, которые восходят к сподвижникам Мухаммада — мединцам, т. к. только их сведения М. признавали полностью достоверными. Канонические тексты Корана и сунны объединяются в единый источник — насс. Как дополнение к насс привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины, о котором нет никаких письменных свидетельств, но который сохранился в общественной памяти как действия, бывшие обычными при Мухаммаде: очищение (тахара), пост (саум), обрезание (хитан) и др. Такая коллективная память рассматривалась как коллективный хадис по принципу «тысяча от тысячи лучше, чем один от одного». И лишь в последнюю очередь необходимый правовой материал извлекался из правовых решений и разъяснений асхабов-немединцев, а также особо выдающихся «последователей» (таби‘). Для интерпретации привлекаемого правового материала широко применялось суждение по аналогии (ал-кийас), которое рассматривалось как технический прием прямого сопоставления решаемого вопроса с насс. Для решения вопросов, которые нельзя было соотнести с каким-либо — источником, был разработан рационалистический принцип «независимого суждения ради пользы» (ал-истислах), иначе называемый ал-масалих ал-мурсала, по которому юридическое суждение выводится лишь на основании независимого суждения, но которое обязательно должно быть направлено на соблюдение общественного интереса, не впадать в противоречие с насс и соответствовать общим установлениям шари‘ата. «Предпочтительное решение» (ал-истихсан) означает предпочтение истислаха кийасу, т. е. если есть возможность выбора, то в случае сомнений следует прибегнуть к истислаху. К этому принципу примыкает другой рационалистический принцип— «суждения о разрешении и запрещении» (аз-зара‘и), который сводится к тому, что «все то, что в конечном результате приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному, — разрешено». М., как и последователи других мазхабов, при выведении юридических суждений руководствуются также рационалистическим принципом «презумпции неизменности состояния» (ал-истисхаб), по которому любые изменения не считаются наступившими, пока не — обнаружатся ясные признаки этих изменений.
Основные принципы маликитского мазхаба заложены в своде Малика б. Анаса ал-Муватта’ и в комментариях на него, в переработке этого свода ал-Мудаввана и ал-Мудаввана ал-кубра, а также в позднейших сочинениях, самыми известными из которых являются ал-Каванин ал-фикхийа фи талхис ал-мазхаб ал-маликийа Абу-л-Касима б. Джаззи (ум. в 1340-41 г.) и ал-Мухтасар, составленный Сиди Халилем (ум. в 1365-66 г.).
В настоящее время маликитский мазхаб является господствующим в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте и на Бахрейне. Значительные маликитские общины имеются в Египте и Судане, некоторое число маликитов проживает и в других государствах.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 2, 208—223; Mahmassani. Falsafat al-tashri, 24—27; J. Schacht. Malik b. Anas. — EI, 3, 223—227.
А.С.Боголюбов