ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Он вел аскетический образ жизни, отличался «богобоязненностью» (вара‘), не признавал компромиссов в повседневной жизни и религиозных вопросах. Известно, что ал-М. отказался от большого наследства, оставленного ему отцом, т. к. тот был приверженцем му‘тазилитского учения о «свободе человеческой воли». Благочестие и образованность ал-М. снискали ему широкую известность и привлекли к нему многочисленных учеников. Однако ок. 846 г. он вынужден был прекратить свои проповеди и преподавание из-за гонений со стороны ханбалитов во главе с самим Ибн Ханбалем. Усиление ханбалитов в Багдаде, последовавшее за прекращением михны, сопровождалось жестокими преследованиями сторонников рационального толкования религиозных догматов, даже если они не были му‘тазилитами, подобно ал-М. Его обвинили в проповеди спекулятивного богословия (калам), прочих «предосудительных новшеств» (бид‘а) и заставили покинуть Багдад. По возвращении ал-M. вынужден был жить затворником и отказаться от всякой общественной деятельности. Он умер в крайней нищете. Согласно биографам, на его похороны осмелились прийти лишь четверо из его бывших сторонников.
Ал-М. сформулировал основные положения суфийской «психологии» (‘илм ал-кулуб ва-л-хатарат). Главным инструментом самосовершенствования он считал самонаблюдение и самоконтроль (муракаба ва мухасаба). Отсюда — его прозвище ал-Мухасиби, т. е. «контролирующий себя, отдающий отчет самому себе». Объектом «контроля» должны быть прежде всего намерения (нийат) и движения души (хатарат), ибо они в конечном счете определяют поступки человека. На пути к богу верующего подстерегают многочисленные опасности и соблазны. Так, некоторые спешат воспользоваться мирской славой, которую приносит им внешняя набожность. Это — лицемерие (рийа’) и кичливость (кибр), которым следует противопоставить искренность (сидк, ихлас) намерений и деяний. Человек не должен доверять суждениям окружающих, ибо только он сам знает, каковы истинные мотивы, движущие им. Верующий должен научиться презирать все мирское, в полной мере осознать себя рабом божьим; это позволит ему сопрягать каждый свой поступок с божественной волей и не искать удовлетворения (рида) ни в чем и ни в ком, кроме бога. Для правильного «соблюдения прав Аллаха» (ар-ри‘айа ли-хукук Аллах) человеку дарован разум (‘акл). В сущности, для ал-М. ‘акл есть послушание (та‘а), а его отсутствие — ослушание (ма‘сийа). Сам по себе ‘акл не в силах познать связи между вещами и явлениями — это привилегия бога, который сообщает о них людям через посредство разума. В отличие от ханбалитов ал-М. не отождествлял разум со знанием (‘илм) и полагал, что со временем знание увеличивается.
В интерпретации ал-М. инициатором божественной любви (махабба) выступает сам бог. Возлюбив своих тварей, он зажег в их сердцах свет ответной любви.
Отрицательное отношение ханбалитов к ал-М. объясняется не только его склонностью к рационализму, но и его попыткой ужесточить требования к повседневной и религиозной жизни верующих, «аскетизировать» ее, ввести культ бедности, сделать упование на Аллаха (таваккул) необходимым условием «правоверия».
В вопросе о сотворенности Корана ал-М. занимал промежуточную позицию: признавая вечность Корана как божественного атрибута, он все же настаивал на том, что бог обращался к людям с откровениями посредством голоса и звуков, иначе они не смогли бы воспринять их. Постижение истинного смысла Корана, согласно ал-М., возможно лишь при условии полного очищения верующего от мирской «скверны» — это божественный дар, вознаграждение за праведность.
Ал-М. принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар-ри‘айа ли-хукук Аллах (суфийская «психология» и практика), Китаб ат-таваххум и Китаб ал-ба‘с ва-н-нушур (эсхатология), Китаб ал-васайа («психология», наставления начинающим суфиям), Фахм ал-Кур’ан (экзегетика, право) и др. Многие сочинения написаны в форме ответов учителя на вопросы ученика.
Ал-М. был учителем целого поколения багдадских суфиев, среди них знаменитые ан-Нури (ум. в 907 г.) и ал-Джунайд (ум. в 910 г.). ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади прямо называл его предшественником ал-Аш‘ари. В целом заслуги ал-М. признавали почти все мусульманские авторы. Непосредственно из его сочинений и через Абу Талиба ал-Макки взгляды ал-М. воспринял ал-Газали, высоко его ценивший. Сочинение Китаб ар-ри‘айа было широко известно во всем мусульманском мире. Его рекомендовали в качестве «обязательной литературы» для муридов.
Лит-ра: Kitab al-Ri‘aya li-huquq Allah by Abu ‘Abdallah Harith ibn Asad al-Muhasibi. Ed. by M. Smith. L., 1950; он же. Kitab al-tawahhum. Trad, de l’arabe et annoté par A. Roman. P., 1978; ас-Сулами. Табакат, 49—53; ал-Багдади. Та’рих Багдад, 8 211 — 216; ал-Багдади. Усул ад-дин, 308—309; ас-Субки. Табакат, 2, 37—42; Бертельс. Суфизм, 29—30; М. Smith. An Early Mystic of Baghdad. L., 1935; J. van Ess. Die Gedankenwelt des Harit al-Muhasibi. Bonn, 1961; Allard. Le problème; он же. Comment comprendre le Coran selon Muhasibi (m. 243/857).— BEO. 1977, 29, 7—16; Anawati, Gardet. Mystique, 28—30; GAS, 1, 639—642.
А.Д.Кныш