ас-СА̄ЛИМӢЙА — школа богословов и суфиев, последователей Сахла ат-Тустари, существовавшая в Басре в X—XI вв. Ее основал Абу ‘Абдаллаx Мухаммад Ибн Салим (ум. в 909 г.) — ближайший сподвижник ат-Тустари. Его воззрения, за исключением частных вопросов, не отличались от взглядов учителя. Мухаммад Ибн Салим проповедовал суровый аскетизм: полное предание себя божественной воле (таваккул), безропотное перенесение испытаний, безбрачие и т. д. Ас-С. окончательно сформировалась и приобрела влияние, когда ее возглавил сын Мухаммада Ибн Салима, Ахмад Ибн Салим. В нее вошли богословы и суфии, придерживавшиеся маликитского мазхаба и в некоторых вопросах (в частности, о соотношении свободной воли человека и божественного предопределения) склонявшиеся к учениям басрийских му‘тазилитов. Багдадские доксографы ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади, Абу-л-Музаффар ал-Исфара’ини, а вместе с ними и суфий-ханбалит ‘Абд ал-Кадир ал-Джилани резко критиковали ас-С. за согласие со взглядами ал-Халладжа и относили ее к сторонникам «воплощения божества в человеке» (хулулийа). Еще раньше ее осудил известный суфий-шафи‘ит Ибн Хафиф, написавший «Опровержение Ибн Салима» (ар-Радд ‘ала Ибн Салим). Сочинения представителей ас-С., если таковые и были, не сохранились. В трудах их багдадских противников критикуются следующие положения ас-С.: 1. В День воскресения бог предстанет в образе человека, подобного пророку Мухаммаду; он явится всем тварям: ангелам, духам, людям, всем животным — каждому в том облике, в каком они его признают. 2. Неверующие (куффар) узрят бога в будущей жизни, и он потребует у них отчета. 3. Бог обладает тайной (ас-сирр); если он раскроет ее, «божественный миропорядок» (тадбир) прекратит существование (батал); у пророков также есть тайна, раскрытие которой привело бы к недействительности пророчества; эта же тайна свойственна и носителям религиозных знаний (‘улама’) — речь здесь идет о договоре, заключенном между богом и людьми до начала мира (см. ат-Тустари). 4. Бог желает от своих рабов послушания (та‘а) и не желает ослушания (ма‘сийа); и то и другое осуществляется людьми, но не создается ими. 5. Бог вездесущ, в этом отношении нет разницы между троном, на который он «водрузился» (истава), и любым другим местом. В целом багдадские критики ас-С. стояли на антиму‘тазилитских и антиджахмитских позициях.
Ас-С. и ее глава Ахмад Ибн Салим существенно повлияли на взгляды авторов двух основополагающих суфийских трактатов — Абу Насра ас-Сарраджа ат-Туси (Китаб ал-лума‘) и Абу Талиба ал-Макки (Кут ал-кулуб). Последний проповедовал взгляды ас-С. в Багдаде. Ал-Газали широко пользовался материалами Кут ал-кулуб при написании своего знаменитого труда Ихйа’ ‘улум ад-дин. Возможно, от ал-Газали и ал-Макки традиция, заложенная ат-Тустари и продолженная ас-С., попала в труды североафриканских суфиев альмерийской школы Ибн Барраджана (ум. в 1141 г.) и Ибн ‘Арифа (ум. в 1141 г.), а от них к Ибн ‘Араби (ум. в 1240 г.), распространившему ее в Малой Азии, Иране и Индии. Как полагал Л. Массиньон, взгляды ас-С. через Абу Мадйана унаследовало североафриканское братство шазилийа.
Лит-ра: ас-Саррадж. Ал-Лума‘, 390—395; ал-Багдади. Ал-Фарк, 246—247; ал-Гунйа ли-талиби тарик ал-хакк ‘азза ва джалла ал-кутб ар-раббани…, ‘Абд ал-Кадир ал-Джилани. 1. Миср, 1322 г. х., 106—107; I. Goldziher. Die dogmatische Partei der Salimija.—ZDMG. 1907, 61, 73—80; Massignon. Essai, 294—300; С. Тunс. Sahl b. ‘Abd Allah at-Tustari und die Salimiya. Bonn, 1970; Böwering. Mystical Vision, 92—97.
А.Д.Кныш