ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Родился в Тустаре (Шуштаре) в семье арабов или персидских мавали. Суфийское воспитание получил у своего дяди Мухаммада б. Саввара. Юношей ат-Т. посетил Басру и Абадан, где обучался у некоего шайха Абу Хабиба Хамзы ал-‘Абадани. В 834 г. он совершил паломничество в Мекку, где повстречал знаменитого Зу-н-Нуна ал-Мисри и стал, согласно суфийскому преданию, его учеником и духовным наследником. По возвращении в Тустар ат-Т. в течение почти двух десятилетий вел аскетический образ жизни: постоянно постился, уединялся, практиковал ночные бдения и т. н. Только после смерти Зу-н-Нуна (860 г.) он осмелился выступить с публичной проповедью, в результате чего быстро приобрел как многочисленных сторонников, так и противников. Враждебность последних, усугубившаяся политическими неурядицами (саффаридская смута, восстание рабов-зинджей), вынудили ат-Т. переселиться в Басру, где он провел остаток жизни в благочестивых занятиях и преподавании.
Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии. Согласно его представлениям, до начала мира между душами людей и богом был заключен «договор» (мисак); души признали божество своим господом (К. 7:171) и отдали себя на его милость. Взамен им было обещано райское блаженство, которое есть не что иное, как «блаженное видение божества» (мушахадат ал-хакк) в День воскресения и во веки веков. Обретая телесную оболочку со свойственными ей «низменными страстями» (шахават) и «эгоистическими устремлениями» (ахва’затийа), души забывают о «договоре». Пророки и «святые» (аулийа’) посланы к людям, чтобы напомнить о нем. Прототипом человечества, его эталоном и первым творением Аллаха был пророк Мухаммад, явившийся в предвечности в виде света (нур Мухаммад), который озарил верой сердца людей. Бог незримо присутствует в сердце каждого, и это есть «величайшая тайна» (сирр), доступная немногим избранным. Тот, кто реализует заложенную в нем «божественность» (рубубийа) и отрешится от собственной воли и своего «я», постигнет божественную сущность и соединится с ней. Эти и другие положения использовали в своих сочинениях более поздние суфии: ал-Халладж, Абу Талиб ал-Макки, ас-Сулами, ал-Кушайри — и развили ал-Газали, Ибн ‘Араби и др. Ученик ат-Т., Мухаммад Ибн Салим, и его сын Ахмад Ибн Салим основали в Басре теологическую школу, получившую название ас-салимийа. Она сохранила взгляды ат-Т. для последующих поколений.
Лит-ра: ат-Тустари. Тафсир ал-кур’ан ал-‘азим. Миср, 1329/1911; ас-Сулами. Табакат, 199—205: ал-Кушайри. Ар-Рисала, 18—19; аш-Ша‘рани. Табакат, 1, 66—68; Muslim Saints, 153 —160; al-Hujwiri. Kashf, 139—140, 195—210; Massignon. Essai, 29-4—300; Böwering. Mystical Vision.
А.Д.Кныш