ат-Тасарруф — один из важных терминов исламского мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания относительно этого термина встречаются уже в сочинениях ал-Кушайри (986-1072) и ал-Газали (1058-1111), которые понимали под ат-Т. охваченность божественным всего мирского, воспринимаемую мистиком через духовное сердце. В случае если сердце мистика очищено от мирских страстей, между ним и божественным устанавливается духовная связь (ал-мунасаба, перс. мунасабат), благодаря которой он захватывается божественным и становится его проводником. Дальнейшая логическая разработка термина относится к периоду становления и расцвета суфийских братств (XII-XV вв.), когда шайх, являясь посредником между божественным и учениками и отражая в своем сердце-зеркале духовную связь, направляет ее на своих учеников, осуществляя тем самым их духовный захват. Технически ат-Т. предшествует мысленная концентрация (араб., перс, таваджжух) шайха на образе ученика, после чего происходит духовный захват через область сердца, заполняющий ученика изнутри. В законченном варианте ат-Т. приводит к открытию внутреннего духовного видения (перс. басират) в связи с чем, наблюдая (перс. мушахада) явленное из скрытого мира (‘алам-и гайб), ученик абстрагируется от внешнего и объективно пребывает в экстатическом состоянии (хал). Самостоятельно ученик может вызвать ат-Т. на себя во время отправления определенного рода психотехнических упражнений, основная цель которых— установление духовной связи с патроном, для чего образ последнего необходимо постоянно мысленно удерживать.
Лица, способные к ат-Т., подразделяются на следующие категории: ма‘зун и мухтар — произвольно осуществляющие ат-Т. в любое время, в любом месте и на ком угодно; ма‘мур — осуществляющие ат-Т. по указанию свыше; маглуб — могущие осуществлять ат-Т. только в экстатическом состоянии (хал). При применении ат-Т. могут преследоваться различные цели, начиная от первоначального привлечения учеников и устранения препятствий в восприятии духовным партнером божественного и заканчивая демонстрацией духовной силы и духовным опустошением.
Ат-Т. широко использовали шайхи братства накшбандийа, которые, обосновывая его применение особенностью избранного сочетания в прохождении мистического Пути, а именно включением окончания Пути в его начало, практиковали ат-Т. для привлечения учеников.
Лит-ра: ал-Газали. Кимийа, 20-21; Кашифи. Рашахат, 322; Хисматулин. Практика, 47-53; R.Gramlich. Das Sendschreiben al-Qušayris uber das Sufitum. Wiesbaden, 1989, 390 (41.11).
А.А.Хисматулин