АХЛ-и Х̣АК̣К̣ (перс., араб, ахл ал-х̣ак̣к̣; «люди истины», «приверженцы истины») — тайная шиитская община, распространенная в Иране и соседних странах. Подразделения ахл-и хакк имеют местные названия, обусловленные этнической неоднородностью ее адептов. Иранские шииты называют приверженцев ахл-и хакк ‘али-илахи («обожествляющие ‘Али»). Точное время возникновения общины, как и имя ее основателя, неизвестно. Распространена примерно с XIV в. Учение ахл-и хакк нашло благоприятную почву в иранской, курдской и тюркоязычной среде. Основные центры ахл-и хакк находятся в Западном Иране (Луристан, Керманшахан, Курдистан) и в Иранском Азербайджане. Общины существуют также в Ираке и Турции. Ахл-и хакк — объединение близких между собой течений (ханадан), единой системы догматов не имеет. Общим для всех направлений ахл-и хакк является вера в семь последовательных воплощений божества в людях. В каждом воплощении божество сопровождают четыре (или пять) ангелов или их аватары. В предвечном существовании божество было заключено в жемчужину. Впервые оно воплощается в облике Хавандагара, творца мироздания. Его вторым воплощением был ‘Али б. Аби Талиб, третьим — Шах Хошин, четвертым — Султан Сохак (Исхак). Мнения подразделений ахл-и хакк относительно преемников Султана Сохака расходятся. Приверженцам ахл-и хакк свойственна вера в метемпсихоз всех божьих тварей, снимающая с человека страх смерти, поскольку смерть «похожа на ныряние утки». Человеческие существа должны пройти через 1001 перевоплощение, в процессе которых они получают воздаяние за свои действия и очищаются от скверны. Но степень очищения ограничена природой существ. Добрые, сотворенные из желтой глины (зардагил), больше других проходят через мир облачений (перевоплощение у ахл-и хакк сравнивается образно со сменой облачений, платья), больше других страдают, поэтому они ближе к Богу и божественному свету (см. нур). Существа, созданные из черной земли (сийах-хак), считаются злыми. Возможность их очищения ограниченна, и в Судный день они будут истреблены. Эсхатология ахл-и хакк предусматривает скорое пришествие «владыки времени» (сахиб аз-заман), который явится для обновления мира. Большинство религиозных сочинений ахл-и хакк XIV — XX вв. составлено на диалекте курдского племени гурани, меньшая часть — на персидском и тюркских языках. В поздней традиции (начало XX в.) учение о семи воплощениях божества подменяется обоснованием исключительности Хавандагара и Султана Сохака и введением новых исторических личностей (менее известных) в качестве объектов воплощения. Попытку объединить различные течения ахл-и хакк предпринял в начале XX в. автор последнего крупного сочинения Фуркан ал-ахбар — Хаджи Ни‘матулла, объявивший себя посланцем «владыки времени».
Адепты ахл-и хакк скрывают свою принадлежность к этой общине и официально считаются шиитами-имамитами. Полагают, что в настоящее время ахл-и хакк составляют в Турции 90% шиитов, в Афганистане— более 15%, в Иране — около 8%.
Лит-ра: Н. N. Mojrem Mokri. Shah-nama-ye Haqiqat: Le Livre des Rois de Verite, histoire traditionelle des AhI-e Haqq. Texte persan publié… par M. Mokri. 1—2. Téhéran — Paris, 1966, 1971; La Grande Assamblée des Fidéles de Vérité: Livre secret et inédit en gourani ancien. Texte critique, traduction, introduction et commentaires… par M. Mokri. P., 1977; В. Жуковский. Секта- «Людей истины» — Аhли hakk — в Персии.— ЗВОРАО. 2 (1887), 1888, 1—24; Петрушевский. Ислам, 307—309; V. Minorsky. Ahl-i Hakk.—EI, NE, 1, 260—263.
А.И.Колесников