аш-ША‘РА̄НӢ (или аш-Ша‘равӣ), ‘Абд ал-Вахха̄б б. Ах̣мад (1493—1565)—популярный египетский суфий и богослов. Уроженец селения Сакийат Аби-Ша‘ра, аш-Ш. возводил свой род (по -видимому, необоснованно) к тлемсенским правителям из династии Зийанидов и далее к алиду Мухаммаду б. ал-Ханафии. Рано осиротев, аш-Ш. перебрался в Каир, где почти безвыездно провел всю жизнь. Его приемным отцом и первым учителем стал шайх ал-Гамри (ум. в 1532 г.). Шафи‘итский фикх аш-Ш. преподавал выдающийся египетский факих Закарийа ал-Ансари, некоторое время занимавший должность верховного кади Каира. С основами «суфийской науки» аш-Ш. также познакомился у ал-Ансари по его известному комментарию к сочинению ал-Кушайри Рисала фи-т-тасаввуф. Наставниками аш-Ш. в суфийской практике были ‘Али ал-Хаввас и его ученик Афдал ад-дин ал-Ахмади. Описанию их благочестия, глубоких познаний и сверхъестественных способностей (карамат) аш-Ш. уделил много места в своих сочинениях. Большое влияние оказали на него взгляды Ибн ‘Араби. В Каире аш-Ш. быстро приобрел известность как суфийский проповедник. Из мечети шайха ал-Гамри он переселился в Мадраса Умм Хунд, куда к нему на проповеди и радения приходили как простые люди, так и видные должностные лица. Богатый кади ‘Абд ал-Кадир ал-Магазили построил для него Мадраса, передал ей в вакф некоторое количество принадлежавших ему земельных угодий и предоставил аш-Ш. и его потомкам право пользоваться доходами с них. Это позволило аш-Ш. щедро раздавать милостыню, кормить нищих, калек, а также своих многочисленных муридов, что еще больше способствовало его популярности. Слава аш-Ш., которой он пользовался до самой смерти, вызывала зависть недоброжелателей, главным образом из среды факихов. Однако их частые попытки скомпрометировать аш-Ш. успеха не имели во многом благодаря покровительству вазира ‘Али-паши и некоторых эмиров. Память об аш-Ш. сохранялась в Каире многие века. В 1774 г. над его гробницей была сооружена мечеть (которая носит его имя), сохранившаяся до наших дней. Улица, где расположена мечеть, и близлежащий квартал также названы его именем.
Аш-Ш. принадлежит свыше 60 сочинений по различным отраслям мусульманских наук: хадисам, фикху, суфизму и т. д. Будучи последователем ал-Кушайри и ал-Газали, он выступил как проповедник аш‘аритского калама и «правоверного» суфизма, сосредоточив внимание в основном на практической стороне последнего. Несмотря на сильное влияние Ибн ‘Араби, аш-Ш. не принял его учения о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Выступая в защиту «Величайшего Шайха», он предпочитал умалчивать о наиболее смелых его положениях либо считать их интерполяциями, внесенными в сочинения Ибн ‘Араби его недоброжелателями. В связи с этим он рекомендовал непосвященным воздерживаться от их чтения. Вопреки его собственному мнению, аш-Ш. как теоретик суфизма малооригинален: он подробно описывает терминологию и обряды суфиев, правила поведения муридов, добродетели шайхов, повторяя в общих чертах суфийских классиков. Подобно ал-Газали и Ибн ‘Араби, он превозносил интуитивное и богооткровенное знание (заук ва кашф), которое, однако, должно подкрепляться текстом Корана и сунны. Аш-Ш. был приверженцем «просвещенного» суфизма, считая детальное знание фикха и догматов ислама обязательным для каждого суфия. Он осуждал одностороннее понимание таваккула—упования во всем на Аллаха, которое порождало в суфизме массу «нищенствующих тунеядцев и дармоедов».
В области фикха заслуга аш-Ш. состоит в разработке теории «весов» (мизан), исходной точкой которой было утверждение о том, что разногласия между четырьмя правовыми школами суннизма касаются главным образом степени обязательности положений шари‘ата. Согласно аш-Ш., основатели всех мазхабов были правы и одинаково строго стояли на почве религиозного закона. Разница между ними заключается в степени «ужесточения» (ташдид) либо «облегчения» (тахфиф) того или иного положения шари‘ата, которую они предписывали своим последователям. Человек не обязан следовать какому-либо одному мазхабу; он должен стремиться к соблюдению предписаний той школы, которая в данном вопросе держится степени «ужесточения». Если же он по объективным причинам лишен возможности исполнять закон во всей его строгости, то может позволить себе «послабление» (рухса), предлагаемое одним из мазхабов. Это дает слабым людям «передышку» (танфис) от бремени возложенных на них Аллахом обязанностей (таклиф). Позиция аш-Ш. определялась его отрицательным отношением к бесплодным усобицам между факихами суннитских мазхабов в Египте, «вводившим в смущение» массы верующих, защитником интересов которых выступал аш-Ш. В вопросе о божественных атрибутах аш-Ш. разделял учение Ибн ‘Араби о трансцендентном божестве, которое познается людьми только в его нисхождении (таназзул) с уровня абсолютной трансцендентности на уровень «имен и атрибутов», доступных человеческому знанию.
Аш-Ш. с большой симпатией относился к трудящемуся люду—ремесленникам и феллахам, среди которых прошла его жизнь. В своих сочинениях он выступал как защитник притесняемых, неутомимый критик правительственных чиновников и близких к ним богословов и суфийских шайхов. В то же время он был не чужд высокомерия и преувеличенного мнения о собственной значимости. Особенно ярко это проявилось в автобиографическом сочинении Лата’иф ал-минан.
Лит-ра: Шмидт. ‘Абд-ал-Ваххаб; М. Smith. Al-Sha‘rani the mystic—MW. 1939, 29, 240—247; ‘Abd al-Wahhab ash-Sha‘rani. II Libro doni dei—Kitab lata’if al-minah. Napoli, 1972; Trimingham и Orders, 220—225; М. Winter. Society and religion in early Ottoman Egypt: studies in the writings of ‘Abd al-Wahhab al-Sha‘rani. New Brunswick, 1981.
A.Д.Кныш