‘А̄ШӮРА̄’ (древнеевр. ‘асор, араб. корень ‘ШР— «быть десятым») — первоначально пост в день 10 мухаррама, заимствованный у иудеев Мухаммадом после его переезда в Медину; несколько позднее, когда был установлен обязательный пост в рамадане, пост в ‘Ашура’ стал добровольным.
В настоящее время ‘Ашура’ отмечается как траур по шиитскому имаму ал-Хусайну в течение первых десяти дней мухаррама с кульминацией траурных церемоний в день ‘Ашура’. В этот день, 10 октября 680 г., в сражении при Кербеле были убиты имам ал-Хусайн, его брат ‘Аббас и 70 их сподвижников. В память об их мученической смерти в местностях с шиитским населением совершаются ежегодные траурные церемонии — та‘зийа, в которых сохранились некоторые черты обрядности древних народов Передней Азии. В Иране и Ираке во дворах мечетей, мадрас, в специальных помещениях (такийа, хусайнийа, перс. такийе, хосейнийе) устраиваются роузехани — собрания с чтением повествований о страданиях ал-Хусайна, его близких и соратников. На улицах организуются процессии-представления, некоторые участники шествий бьют себя кулаками в грудь, наносят удары цепями и кинжалами. Во время траурных мистерий воспроизводятся сцены (шабих) борьбы и гибели ал-Хусайна и его приверженцев (в Иране именно эта часть церемоний ‘Ашура’ определяется термином та‘зийа или та‘зийа-и шабих).
При Реза-шахе (1925—1941) в Иране были сначала запрещены уличные процессии, а затем и траурные мистерии, но эти распоряжения властей часто нарушались, дни ‘Ашура’ использовались представителями религиозного руководства для политических выступлений. После исламской революции эти запреты утратили силу.
У суннитов траур по ал-Хусайну имеет спокойную форму, по существу не отличаясь от прочих траурных праздников. ‘Ашура’ в странах Магриба представляет собой отмечаемый 10 мухаррама праздник. Он сопровождается чтением молитв, различными ритуальными действиями, связанными с огнем и водой и восходящими к древним земледельческим обрядам; пост в этот день необязателен.
Лит-ра: С. Хумайуни. Та‘зийа ва та‘зийахвани. Тегеран, [б. г.]; С. М. Марр. Мохаррам (шиитские мистерии как пережиток древних переднеазиатских культов).— Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. Л., 1970 (Сборник Музея антропологии и этнографии, 26), 311—366; Grünebaum. Festivals, 85—94; Е. Neubauer. Muharram-Bräuche im heutigen Persien.—. DI. 1972, 49/2, 249—272; Ayoub. Suffering, Index; Ph. Marçais. ‘Ashura’.— EI, NE, 1, 705.
В.В.Кушев