БАЙТ ал-МАКДИС, Байт ал-Мукаддас («Священный дом») или ал-Кудс («Святыня») — Иерусалим, историческая столица Палестины, представление о святости которой перешло в ислам из христианства и иудаизма вместе с почитанием ветхозаветных пророков и Иисуса как предтеч Мухаммада.
Иерусалим как священное место занимает весьма высокое положение среди мусульманских святынь. Собственно святыней является ал-Харам аш Шариф — огороженная «заповедная» территория в восточной части средневекового Байт ал-Макдис, на горе Мориа, включающая в себя ал-Масджид ал-Акса, мечеть Куббат ас-сахра и другие сооружения. Согласно преданию, Байт ал-Макдис имеется в виду в Коране в качестве конечного места «ночного путешествия» Мухаммада (17:1). Оттуда он якобы был вознесен на небеса (см. ал-исра’ ва-л ми‘радж). В первые полтора-два года пребывания Мухаммада в Медине к Байт ал-Макдис мусульмане обращали свои лица во время молитвы (см. ал-кибла).
Иерусалим сдался мусульманам по договору, заключенному между патриархом и ‘Умаром I в начале 638 г. Возможно, подписание договора самим халифом отражает особое отношение к городу. Ранние историки сохранили краткий пересказ текста договора, в XII в. появляется фальсифицированный текст, санкционирующий значительные ограничения для христиан. Во время пребывания в Иерусалиме ‘Умар основал там первую мечеть (ал Масджид ал-Акса) среди развалин на горе Мориа.
Дальнейшее возвеличение Иерусалима как религиозного центра произошло после постройки Куббат ас-сахра и нового здания ал-Масджид ал-Акса (705— 715), с которыми, возможно, связано появление арабского названия ал-Кудс (до начала VIII в. Иерусалим официально именовался Илийа от латинского Aelia Capitolina). Строительство их было вызвано желанием Омейядов создать противовес христианскому храмовому комплексу вокруг храма Гроба господня.
Мирное сосуществование ислама, христианства и иудаизма в Иерусалиме лишь изредка прерывалось вспышками гонений на христиан в ответ на успехи византийского оружия (937 и 966 гг.). В 1009 г. храм Гроба господня был разрушен по приказу полусумасшедшего ал-Хакима (в 1027 г. восстановлен другим фатимидским халифом). Ситуация изменилась, когда католическая церковь объявила крестовый поход для завоевания святых мест. Крестоносцы, захватившие Иерусалим 15 июля 1089 г., устроили кровавую резню, перебили всех мусульман и сделали Иерусалим столицей королевства. Салах ад-дин, отвоевавший Иерусалим в 1187 г., предоставил христианам (вероятно, иммигрантам) возможность за выкуп покинуть город. В 1228–1229 и 1234–1244 гг. город по договору снова находился в руках крестоносцев.
В 1517 г. Иерусалим завоевали Османы. В XVI в. был произведен капитальный ремонт ал-Харам аш-Шариф, возведены цитадель и ряд других сооружений.
С VI до середины XIX в. город оставался в пределах одной и той же стены (собственно город около 80 га, ал-Харам аш-Шариф около 13 га). Самая ранняя полная фискальная перепись 1553 г. зафиксировала 1980 мусульманских семей, 413 христианских и 324 еврейских; с одиночками и необлагаемым населением это дает ок. 15 тыс. жителей, примерно ту же картину дают переписи третьей четверти XIX в.
В XIX в. вопрос о защите христианских святынь Иерусалима не раз использовался европейскими державами для вмешательства в дела Османской империи. Во второй половине XIX в. в Иерусалиме появляется ряд европейских религиозно-миссионерских центров (в т. ч. Императорского Православного палестинского общества), размещавшихся к западу от старого города; в конце века здесь же возникла колония евреев-иммигрантов.
В 1920–1947 гг. Иерусалим был административным центром Палестины, управлявшейся Великобританией по мандату Лиги Наций. В 1947 г. в связи с образованием государства Израиль Иерусалим был выделен в особую зону под управлением ООН, но в результате израильско-арабской войны 1948–1949 гг. западная часть была захвачена Израилем, а восточная (старый город и районы к северу и югу от него) отошла к Иордании. В 1967 г. восточная половина вместе со всей арабской частью Палестины оккупирована Израилем, проводящим политику постепенного вытеснения арабов.
Fada’il al-Bayt al-Muqaddas d’Abu Bakr al-Wasiti. Ed. J. Hassan. Jerusalem, 1979; Медников. Палестина, 1, 502—613, 2/1, 267—270, 2/2, 734—749, 792—804; Рашад ал-Имам. Мадина ал-Кудс фи ‘аср ал-васит. Тунис, 1976; К. А. С. Creswell. A short account of early muslim architecture. Penguin books, 1.958, 17—40; S. D. Goitein, O. Grabar. Al-Kuds.— EI, NE, 4. 321—345.
О.Г.Большаков