ДЖА‘ФАР ас-С̣А̄ДИК̣, Джа‘фар б. Мух̣аммад Абӯ ‘Абдалла̄х (ок. 700—765) — 6-й имамитский имам, эпоним джа’фаритского (имамитского) правового толка. Родился, жил и умер в Медине, похоронен на курайшитском кладбище ал-Баки‘.
Как и его отец, 5-й имам Мухаммад ал-Бакир (ум. в Медине в 732 г.), и дед, 4-й имам Зайн ал-‘Абидин (ум. в Медине в 712 г.), Джа‘фар ас-Садик не принимал никакого участия в политической деятельности и не претендовал на имамат. Он был убежденным противником вооруженной борьбы за власть, осуждал выступления своих родственников (Зайда б. ‘Али в Куфе в 739—740 гг., Мухаммада ан-Нафс аз-Закийа в 762 г. в Хиджазе), сохранял мирные отношения с омейядским халифом Хишамом и аббасидским халифом ал-Мансуром, несмотря на их жестокие репрессии против Алидов. Более того, после свержения Омейядов он отказался от халифата, предложенного ему как главе Алидов. В этом проявились, видимо, не столько его убеждения и приверженность нейтралитету, сколько трезвый расчет: реальная власть в то время находилась в руках приверженцев Аббасидов.
Продолжая семейную традицию в изучении религиозных наук (хадисы, тафсир, фикх), Джа‘фар ас-Садик стал духовным главой «умеренных» шиитов, которые и создали необычайную, популярность его знаниям и религиозному авторитету. С именем Джа‘фара ас-Садика связана деятельность и «крайних» шиитов, несмотря на его решительное отмежевание от обожествления ими алидских имамов. Однако деятельность «крайних» шиитов была обусловлена не столько личностью самого Джа‘фара ас-Садика, сколько историческими обстоятельствами— нестабильностью общественных отношений, идейными исканиями. Вместе с тем нельзя отрицать влияние самого Джа‘фара ас-Садика на формирование религиозно-политических взглядов «умеренных» шиитов. Известно, что он был устроителем собраний (маджалис), на которых обсуждались правовые и богословские вопросы. Многие участники этих собраний, провозгласившие себя учениками Джа‘фара ас-Садика, были авторами сочинений, в которых от имени имама из «дома Пророка» излагали различные вопросы формировавшейся шиитской догматики. Видимо, на этом основании ему приписывают множество сочинений в разных областях знаний — от традиционно мусульманских (хадисы, фикх, экзегетика) до оккультных (магия, астрология, алхимия). Сторонники «скрытого» (батин) смысла «откровения» провозгласили его создателем учения об аллегорическом толковании текста Корана. Некоторые современные мусульманские ученые склонны видеть в Джа‘фаре ас-Садике «отца арабской научной традиции». Однако в настоящее время нет бесспорных доказательств его авторства. Правда, источники, в том числе и суннитские, упоминают сочинения (в частности, «Опровержения» кадаритов, хариджитов, «крайних» рафидитов, «Комментарий к Корану»), автором которых считается Джа‘фар ас-Садик. Эти сведения восходят к его ученикам, претендовавшим на роль «хранителей» его знаний. Среди них «крайний» шиит ал-Муфаддал б. ‘Умар’ ал-Джу‘фи (казнен в Куфе в 760 г.), который часто ссылался на своего «учителя-господина» в сочинениях Китаб ат таухид, ас-Сират, ал-Хафт ва-л-азилла. Однако известно, что Джа‘фар ас-Садик отлучил его от себя и открыто отрекся от него. К тому же авторство самого ал-Муфаддала остается под сомнением.
Сунниты почитали и чтут Джа‘фара ас-Садика как авторитетного знатока преданий, восходящих к пророку Мухаммаду. Различные суфийские братства признавали его своим духовным наставником. Исключительную роль в истории шиитского ислама отводят ему шииты-имамиты. Они приписывают ему разработку имамитской доктрины имамата, в основе которого лежит манифестация вечного божественного света. Имамитская традиция считает Джа‘фара ас-Садика создателем особой богословской системы. В богословии Джа‘фара ас-Садика заметно влияние му‘тазилитов, прежде всего в отвержении им антропоморфизма (ат-ташбих). По вопросу ал-кадара, остро обсуждавшемуся в то время, он занял промежуточную позицию: отвергая му‘та зилитский догмат о свободе воли, он в то же время не признавал и безусловное предопределение (ал-джабр). С именем Джа‘фара ас-Садика связано представление о джафре — эзотерических знаниях, передававшихся из рода в род среди потомков ‘Али б. Аби Талиба. Имамиты считают Джа‘фара ас-Садика и создателем особой правовой системы, названной его именем,— джа‘фаритского мазхаба, признанного пятым «правоверным» толком. Вопрос о том, в какой мере правовые представления Джа‘фара ас-Садика повлияли на формирование джа‘фаритского толка, остается нерешенным.
После смерти Джа‘фара ас-Садика его приверженцы разделились на несколько общин. Со временем большинство признало законным имамом его сына Мусу ал-Казима, ставшего седьмым в ряду шиитских имамов. Однако еще раньше часть шиитов признала имамат другого сына Джа‘фара ас-Садика — Исма‘ила (ум. в 762 г.), положив начало крупнейшему расколу внутри шиитов — выделению исма‘илитской ветви.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, указ.; ал-Багдади. Усул ад-дин, 308; Абу Захра. Ас-Садик; Прозоров. Шиитская историография, указ.; Т. Fahd. Ğa‘far as-Sadiq et la tradition scientifique arabe.— Le shi‘isme imamite, 131 —142; M. G. S. Hodgson. Dja‘far as-Sadik.— EI, NE, 2, 374—375.
С.М.Прозоров